Album Rating = 10 +
1-2) Kindhearted Woman Blues 3) I Believe I'll Dust My Broom 4) Sweet Home Chicago 5-6) Rambling On My Mind 7-8) When You Got A Good Friend 9-10) Come On In My Kitchen 11) Terraplane Blues 12-13) Phonograph Blues 14) 32-20 Blues 15) They're Red Hot 16) Dead Shrimp Blues 17-18) Cross Road Blues 19) Walking Blues 20) Last Fair Deal Gone Down 21) Preaching Blues (Up Jumped The Devil) 22) If I Had Possession Over Judgement Day 23) Stones In My Passway 24) I'm A Steady Rollin' Man 25) From Four Till Late 26) Hellhound On My Trail 27-28) Little Queen Of Spades 29) Malted Milk 30-31) Drunken Hearted Man 32-33) Me And The Devil Blues 34-35) Stop Breakin' Down Blues 36) Traveling Riverside Blues 37) Honeymoon Blues 38-39) Love In Vain 40-41) Milkcow's Calf Blues.
"Как, как ты мог выдать такой заоблачный балл такой примитивщине?", - скажите вы. И это, как ни странно, нормальная и вполне объяснимая реакция бол-ва впервые услышавших м-ра Джонсона людей. Действительно, его вещи крайне, до невероятности просты и отличаются одна от другой примерно так же, как отличаются друг от друга семечки, которые кушают российские бабушки у подъездов (man, их реально становится меньше в наши дни (не семечек, не подъездов, а соотв. бабушек), уж не знаю, с чем это связано. Но с др. стороны, чему еще уподоблю эту музыку? Уподоблю её вину первоклассному, выдержанному в течение очень долгого времени, вину для самых тонких и понимающих ценителей). Но забудьте об этом. Факт в том, что дядька Роберт Лерой Джонсон является, возможно, величайшим музыкантом на нашей планете.
Итак, реакция 99,5% впервые услышавших его людей примерно такая: "это невозможно слушать, это издевательство!". Вероятность того, что при первом включении дядька Джонсон будет вырублен в пределах 10-15, max. 60 секунд огромна. In fact, ваш покорный слуга сделал то же преступление вначале, поверьте. Ок, немного мой путь в него. Вначале я вырубил его сразу. Потом как-то случайно (через много времени) нечаянно включил его снова, - проиграло где-то пару песен. На др. день я включил его (не знаю почему) "как фон", делая какую-то работу, он играл у меня, я почти не слушал, но в подсознание уже начало что-то такое "залипать". Когда он продержался в моих динамиках 15-20 мин. ко мне впервые пришло осознание "а вообще в этом что-то есть". Я стал заводить его почаще и подольше. Произошла вещь удивительная, чего не ожидал никогда, - он стал мне даже нравиться! Со временем я стал включать его почти постоянно, причем после прослушивания первых версий его блюзов сразу же заводил вторые их версии. В конце концов я понял, что это музыкант великий, действительно великий, с БОЛЬШОЙ буквы. Единственная его проблема, - в него надо ДОЛГО въезжать. Причем, чтобы сделать это вы должны в начале освободиться от некой отрицательной предвзятости в отношении него, от уверенности в том, что это точно мусор, что он вам точно никогда не понравится. Не зарекайтесь, я был точно такого же мнения, пока не расслушал его хорошенько (кстати, такая же история с ним наблюдалась и у многих др. людей, check out Inet). Да, важно слушать подобных артистов именно с "чистым", непредвзятым сознанием, чтобы "въехать" в них. Просто включите его и не выключайте сразу же, пусть он играет на фоне, можете вообще не слушать, просто пусть он играет. Вы привыкните, да, к вашему удивлению, вы привыкнете. Через несколько дней вы избавитесь от первичного шока и дискомфорта от его музыки и начнете воспринимать его как надо. Доверьтесь опыту моему и многих других. Просто не сдавайтесьJ. Наградой будет уникальное удовольствие от его музыки, поверьте, оно не похоже ни на какое другое. Дядька Джонсон останется с вами очень надолго, если не навсегда.
А теперь пару слов касательно этой конкретной коллекции. Т.к. в 30-е годы (когда и творил Роберт) понятия "альбома", естественно, еще не существовало. Из всего множества сборников Джонсона этот выбран мной по той простой причине, что он является наиболее полным собранием его песен. И сюда включены практически все когда-либо найденные его записи (кроме откопанной уже после выхода этого сборника 2-ой версии Traveling Riverside Blues. Не понимаю, как мы жили без нее все эти годы.). Причем многие из них и вместе со своими альтернативными вариантами, в бол-ве случаев отличающимися друг от друга или какими-то частями текста, или скоростью, или качеством записи. А некоторые песни даже обладая разными названиями тем не менее имеют фактически ОДНУ И ТУ ЖЕ мелодию. Тем не менее, как уже косвенно говорилось выше, абсолютное бол-во этих песен представвляют из себя потрясающие памятники истинной и идущей из самого сердца этого человека просто гениальной эмоциональности. В любых ее проявлениях, - от радости до тоски. И эти песни действительно огонь, man, действительно огонь!
Представленный здесь материал записан в течение 2-ух сессий. Первая из которых состоялась в ноябре 1936-го в Сан-Антонио, а вторая в июне 1937-го в Далласе. Более ранний материал представлен в первой половине сборника, поздний соотв. во второй.
В целом записи 36-го года звучат более оптимистично и драйвово. В них будет побольше огонька. Хотя первая вообще из когда-либо записанных Робертом вещей Kindhearted Woman Blues является исключением из этого правила и представляет из себя медленный блюзик. Но 2-ая его версия звучит все же чуть более быстро. Sweet Home Chicago является одной из самых длинных песен тут и звучит почти 3 минуты. И это один из самых динамичных и интересных номеров здесь. Версии также одного из самых любимых моих блюзов Rambling On My Mind отличаются др. от друга некоторым изменением в текстах. А также версия №2 звучит чуть более смазано. Но больше всего др. от др. отличаются тут версии Come On In My Kitchen и Phonograph Blues. Первые из них звучат очень медленно и подчас даже скучновато. Вторые же сыграны довольно быстро и с огоньком. Причем в Come On In My Kitchen Боб даже имитирует гитарой дуновения ветра! Cross Road Blues, - одна из самых крутых вещей тут. Первая версия чуть более плохого качества и более тороплива. Вторая сыграна помедленнее и более ответственно. В обоих версиях Роберт офигенно растягивает ноты и звучит просто потрясно и очень эмоционально. Еще из особо интересненького в этой сессии, - Terraplane Blues и Walking Blues. Первая примечательна классной фирменной запинающаяся ритмикой Роберта и как всегда потрясными интонациями его вокала. Вторая, - офигенными "щипаниями" последней ноты суперского ритма, который все более и более убыстряется тут к концу. О том, что вокальная мелодия и ее подача тут как всегда огонь говорить, думаю, не надо.J В If I Had Possession Over Judgement Day Боб выписывает прикольные "завихрения" на своей гитаре. Last Fair Deal Gone Down, а также обе версии When You Got A Good Friend радуют своей динамикой и обалденным вокалом. 32-20 Blues примечательна своими быстрыми гитарными переборами и соответствующему им вокальному темпу. Но еще более ускорился Роберт в They're Red Hot. Эту вещь я бы выделил особенно не только из-за того, что это самый быстрый номер тут, но также и потому, что чисто структурно это единственная здесь вещь, которая больше тяготеет к классическому рок-н-ролльчику, чем к блюзу. Еще говоря о скоростном ритме нельзя не упомянуть сверхоригинальную в этом плане Preaching Blues (Up Jumped The Devil). Тут имеем этакий истеричный и рваный темп. Впечатление такое, что у Роберта постоянно лопаются здесь струны. И тут наверно наиболее ярко проявляются невероятная гитарная виртуозность и мастерство этого юного гения.
Для сессий 37-го года характерны более тягучие, мелодичные и меланхолические блюзовые интонации и немного сниженный уровень общей энергетики в целом. Эти записи стартуют тут с трэка №23 Stones In My Passway. По вокальной мелодии и гитарному рисунку это чуть менее выразительная, но тем не менее точная копия Terraplane Blues. Изменены лишь тексты. Еще одним мелодическим братом-близнецом этих песен является и Milkcow's Calf Blues. Т.н. мелодичные и тягучие блюзы представлены тут I'm A Steady Rollin' Man, From Four Till Late и Malted Milk. В свою очередь точной копией последней является Drunken Hearted Man, в которой Боб не поменял ни на йоту не только ритмику, но даже и сами вокальные интонации. Для Hellhound On My Trail характерна очень странная и как бы немного дисгармоничная, но крайне эмоциональная и даже довольно плаксиво звучащая мелодия. Из быстренького тут, - Stop Breakin' Down Blues. Кстати, как уже упоминалось выше, Traveling Riverside Blues также имеет свою найденную альтернативную версию, которая не была включена в этот сборник. А мелодически эта вещь представляет из себя чуть замедленную копию If I Had Possession Over Judgement Day. Love In Vain можно даже назвать "балладой" в какой-то степени. И даже не столько из-за ее относительно медленной и тягучей мелодии, сколько из-за лирики. Единственным спорным минусом этой вещи является ее излишняя вялость.