Найти в Дзене
Александр Ядрин

Устный счет - залог сильной математики в школе

Картину Богданова -Бельского " Устный счет в народной школе С.А. Рачинского" можно увидеть в Третьяковской галерее
Картину Богданова -Бельского " Устный счет в народной школе С.А. Рачинского" можно увидеть в Третьяковской галерее

Со счётом мы сталкиваемся ещё в детстве. К чему бы ни приступили, всё нужно посчитать: сначала ребенок терпеливо вычисляет, сколько пальцев на руках, а затем уже взрослый наверняка не задумывается, когда вычитает в уме, сколько осталось до выхода из дома.

В современных учебных разделах существует много заданий на вычисления, способствующие развитию устного счёта и быстрого вычисления в уме. Считать быстро – это не только крутой навык, повышающий авторитет, но и полезная жизненная привычка, выработка которой необходима по ряду причин.

Выделить их можно несколько:

 Техническая (главный и определяющий фактор, в котором заключается основная польза счёта)

 Социальная (можно эффектно поднять собственный авторитет и получить внутреннее и внешнее одобрение)

 Эстетическая (человек достигает своей цели, и решение задачи вызывает удовлетворение)

 Когнитивная (тренировка мозга– путь к умственному тонусу)

Я И СОЦИУМ

В этой связи важно «не казаться, а быть».

- Итак, Вы – способный человек, который собирается заручиться уважением окружающих и обучиться быстрому счёту. Комплимент о твоем безупречном возведении в квадрат и удивленные «вау» лишними не будут. Однако просто «выучить» - мало. Зачастую люди путают математическое мышление и навык. Мышление – это дерево, тогда как навык устного счета – его плод, который не может отобразить всё величие этого дерева.

- Безусловно, как плод, он должен расти и созревать, а навыки, в свою очередь – формироваться, крепнуть и развиваться. Это возвращает нас к главному фактору устного счёта.

ТЕХНИКА

- Если решать задачи с таблицей умножения, то рано или поздно ощутишь дискомфорт и неудобство при решении. Все наверняка помнят тот момент, когда учитель задавал выучить табличку на последней страничке тетради. Сделано это, конечно, не с целью нагрузить ученика, но для их же собственного удобства и экономии времени. Любому терпению придёт конец, если без конца обращаться к таблице и отвлекаться от сути задачи.

Так, с точки зрения оптимизации времени, быстрые вычислительные навыки просто необходимы. Устный счет помогает увидеть закономерность и сразу перейти к ответу, минуя лишнюю потерю времени.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

- Эстетический компонент важен не меньше двух предыдущих. Когда решаешь пример, «гонясь» за ускользающим решением, когда ты вот-вот «поймал» нужную волну и в паре шагов от ответа, зацикливаться на вычислении совсем не хочется. При достаточном развитии навыка не возникнет дискомфорта и ощущения «препятствия».

Когда вся техника отлажена, можно сполна насладиться процессом решения, а задача прекрасно складывается в общий паззл. В ней сразу видна вся стройность логики, вся идея. Математический пример – словно рентген. Мы изучаем «скелет», а не на оболочку.

УМСТВЕННЫЙ ТОНУС

Тренировка вычислительных навыков позволит сохранить тонус и не потерять хватку. Гегелевский закон неизменно гласит: «Количество переходит в качество». И это чистая правда. Большее количество прорешиваний со временем даст свои плоды и перейдёт в качество. Такая тренировка памяти, на мой взгляд, схожа с каплями воды, формирующими океан. Да и сам океан, в свою очередь, упорно точит камень. Так и мы оттачиваем ум, придавая ему огранку.

Интересно, что в хорошей математической школе устный счет занимает ключевое, ведущее место в образовании, в связи с возможностями, открывающимися при успешном его освоении.

Советы: как будущим школьникам и их родителям начать подготовку?

! Слепое заучивание материала – неэффективно.

Обучение устному счёту с заучиванием стихотворений никак нельзя сравнивать. И хотя задействованы будут те же самые ресурсы, математика, прежде всего – про взаимосвязь.

И пресловутая зубрежка тут не всегда поможет. В своих исследованиях немецкий психолог Герман Эббингауз пришёл к выводу о том, что тот материал, в котором отсутствуют какая-либо логическая связь и структурированность, запоминается хуже.

Кривая забывания показывает, что к концу урока остается только 40% от материала урока. Именно поэтому важно повторять и делать домашнюю работу.
Кривая забывания показывает, что к концу урока остается только 40% от материала урока. Именно поэтому важно повторять и делать домашнюю работу.

Итак, мозг всё прекрасно понимает и может коварно обратить зубрежку против нас. Фильтруя поток информации, он как бы «выкидывает» нелогичное и непригодное знание.

! Ассоциации

Разумеется, хочется избежать такого эффекта. Поэтому, как только человек приступает к обучению устному счёту, необходимо сразу выстраивать логические цепочки:

1) Вникаем в ситуацию

Осмысление примера не только структурирует все вычислительные шажки, но и учит понимать, откуда взялся тот или иной ответ. Почему количество кубиков или палочек, взятые два раза по четыре будут равняться восьми? Почему 30 процентов от 200 – именно 60? Мы уходим от сложного – к простому, а затем наоборот.

2) Практика

Мы уже упоминали о правиле количества и качества. Чем больше будешь решаешь, тем лучше. Однако, по мысли Эббингауза, повторение должно происходить с определенной периодичностью: лучше решить 25 примеров по четыре подхода, чем мучиться сотней примеров.

3) Поиск устного счета в жизни

Такая практика внедрения счёта в повседневную жизнь будет очень полезна.

При прогулке можно подмечать множество деталей, будь то ценник в магазине или номер машины. Увидев товар со скидкой в 40 процентов, прикидываешь, сколько удастся сэкономить с 300 рублей. Остаётся только порадоваться и побаловать себя лишней чашечкой кофе из сэкономленного.

И вот, сидя в кофейне за тем самым вкусным кофе, пробегаемся по её интерьеру.

Осматриваем симпатичную плитку: почему бы не посчитать её количество? Шесть в длину и шесть в ширину... Интересно, сколько могут стоить эти тридцать шесть плиток?

Выглядит очень прилично.

Присматриваясь к автомобильному номеру, например, к сто одиннадцатому, соображаем: на какие числа без остатка делится этот номер? На 2 - не подойдёт, а вот на 3 – можно, потому что сумма всех цифр делится на 3.

И так далее, и тому подобное. Подобных жизненных ситуаций – бесконечно много.

Таким образом, наша цель устного счета сегодня – создать определенный концепт обучения устному счету воспитанников. Со следующего модуля система устного счета будет широко внедряться в учебный процесс. Если есть живая мысль, идея – в любом вопросе, будь то искусство или математика, обретается смысл.