Найти тему
Шалунья

«Живые мертвецы» - не название голливудского блокбастера, а правила русского языка

Есть в русском языке разделение существенных на одушевленные и неодушевленные. Припомнив программу пятого класса среднего школьного образования, любой из нас скажет, что к одушевленным причисляются существительные, обозначающие живых существ, а к неодушевленным, соответственно - неживых существ. Так к одушевленным относятся существительные, обозначающие людей, профессии, литературных персонажей, животных... С этим списком все понятно. Однако, это же правило относит к одушевленным покойников и мертвецов.

Вот какая шутка получается: если ты покойник, то одушевленный, а если ты - труп, то неодушевленный. То есть, если ты мертвец - ты жив, а если ты труп или мумия, то ты - мертв.


С чего бы вдруг? Оказывается, это правило отражает религиозные взгляды наших предков. Дело в том, что наличие души (да, та самая одушевленность) по их мнению и являлась признаком жизни. Труп или мумия - однозначно являются телом без души, поэтому отнесены к неодушевленным. А как обстоят дела с мертвецами и покойниками?

Исторически сложилось так, что носители русского языка, по большей части, много веков относились к народам исповедующим христианство. В христианстве быть мертвым может человек, тело которого живо, а вот душа разделенная с источником жизни - Богом прибывает в состоянии смерти. Эта смерть обратима еще при жизни тела. Например, во втором послании ефесянам апостол Павел писал: «...и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –  и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф 2;5,6). Так что, в теле мертвеца вполне может быть душа, а значит, и жизнь.

Теперь о покойниках. Слово «покойник» в своем корне содержит «покой». Не смерть. Хотя, у покойника, в отличие от мертвеца, душа разделена с телом, душа эта жива. По все тому же христианскому учению, для верующих во Христа смерти нет. Есть успение. Это такое состояние, когда физическое тело как бы уснуло, в то время, как живая душа находиться в руках Бога. Так будет продолжаться до дня всеобщего воскресения, когда физические тела будут восстановлены, и в них возвратятся души усопших, чтобы их жизнь продолжилась, но не в том виде, как сейчас, а в состоянии бесконечной райской радости. Эта вера наших предков и отражена в отнесении слов "мертвец" и "покойник" к категории одушевленных.

Теперь, вооружившись учебником грамматики, можем перестать бояться оживших покойников. Мы же знаем, что живые мертвецы - вовсе не страшные полугниющие зомби, какими их рисуют создатели компьютерных игр и пугающих кинолент.