Одна девушка из Нижнего Тагила (назовем ее Марина) решила трудоустроиться стажером в крупную международную интернет-компанию с головным офисом в Москве. Составила резюме, заполнила форму на сайте, дождалась ответа от HR, съездила на собеседование. Все прошло хорошо. Казалось, вопрос трудоустройства благополучно решен. Но спустя один день, две переписки в WhatsApp и Facebook и звонок по видеосвязи в месте ей отказали.
Дело не в опыте - Марина претендовала на рядовую позицию и навыков ей хватало с лихвой, и не в предвзятости работодателя относительно женщин - их в том отделе большинство. Дело в современном этикете. Том самом, о котором нет ни одного учебника и которому учишься со временем, в основном - на собственных ошибках. Если в личном общении Марина была на высоте, то в интернет-общении совершила целую серию оплошностей, которые в конечном итоге стоили ей места.
Так что же конкретно Марина сделала не так?
1. Неправильно начала переписку
"Доброго времени суток!" - написала Марина. Она слышала, что так писать вежливо, но не учла, что вежливым это считалось лет десять назад.
В списке самых отвратительных приветствий "доброе время суток" давно стало лидером. Хуже него только "Я вас категорически приветствую". Это, конечно, не криминал, просто над вами будут смеяться. Шутки и сленг, популярные в 2005-м, можно использовать, только если средний возраст ваших будущих коллег - хорошо за 50. В молодых интернет-компаниях, где чутко следят за современными мемами, вас в лучшем случае посчитают деревенским дурачком.
Начать можно как угодно, даже слово "привет" подойдет. Не надо пытаться казаться умнее или натужно шутить, сейчас это не ценят.
2. Написала с ошибками
"Разрешите представится еще раз, мы вчера встречались, это Марина". Да, казалось бы - ерунда, но представление о человеке складывается из подобных мелочей.
А еще многие путают "надеть" и "одеть" - просто счастье, что это не самые нужные слова для деловой переписки. Подобные ошибки простительны только если вы - не носитель языка. Или претендуете на работу, в которой переписка вообще не используется.
Конечно, далеко не во всех компаниях сидят одни сплошные граммар-наци, которые расстреляют вас за каждую опечатку, да и в текущей рабочей переписке в месенджерах, когда важна скорость, допустимо пренебрегать правилами. Но хотя бы в самом начале надо писать без ошибок.
3. Написала в Facebook
А потом обиделась, что HR не ответил сразу, и через три часа повторила тот же вопрос в WhatsApp.
Современный житель большого города перегружен информацией и общением. Запросы поступают со всех сторон - от коллег и начальства, супругов и детей, родителей и друзей, налоговой и бог знает кого еще. Поэтому каждый из нас вольно или невольно разделяет каналы общения. Попросту говоря, в одном месенджере мы решаем рабочие вопросы, в другом - личные.
И если в Facebook малознакомому человеку писать еще допустимо (хоть и бесполезно - у большинства пользователей переписка не со списком контактов оказывается в папке, которую никто никогда не проверяет), то WhatsApp в основном используют для неформальных разговоров. Представьте себе, что прямо посреди обсуждения планов на вечер кто-то начинает терзать вас рабочими вопросами. Вы, конечно, переключитесь и ответите, но вряд ли будете особенно рады.
Как правило, для решения рабочих вопросов в интернет-компаниях используют Telegram или Skype. Но могут быть нюансы. Если вы устраиваетесь в компанию, которая развивает собственный месенджер, напишите в него - так вы сразу получите +100 очков в карму у рекрутера, даже если резюме не очень (пойдете к нам - пишите в Gem4me, а в Mail.ru, например, в ходу ICQ).
А вообще правило хорошего тона - заранее спросить, куда лучше написать, и не ждать, что вам ответят моментально.
4. Позвонила без предупреждения
Не дождавшись ответа, Марина позвонила, используя видео-связь. Менеджер принял звонок только с третьего раза и был явно недоволен.
Без предварительной договоренности в 21 веке можно звонить только 01, 02, 03 и родителям. Во всех остальных случаях ваш звонок почти наверняка придется на скайп-кол с офисом на Кипре, недельное совещание или те редкие три минуты отдыха, которые офисный сотрудник планировал провести наедине с собой.
Звонок без предупреждения по видеосвязи - вообще отдельный способ заявить о себе, как о полном болване. Половина абонентов думает исключительно о том, насколько выигрышно они смотрятся в кадре. Другая половина переживает, что через камеру за ними следят конкуренты и мировое правительство. И никому нет дела до цели вашего звонка, зато раздражения - хоть отбавляй.
***
Подводя итог, все вышесказанное можно уложить в одну фразу: дружите с русским языком, будьте вежливы и не нарушайте личное пространство другого человека.
P.S. Марина вернулась домой и устроилась в местное информационное агенство.
Хотите что-то добавить к уже сказанному? Ждем ваших историй в комментариях.
Не забывайте подписываться на канал и ставьте 👍👍👍, если понравилась статья!