Большая часть похождений Василия Сталина описана достаточно подробно. Его пьянки в 1940-е годы были в Москве притчей во языцех. И ничего удивительного в этом не было. В детстве его баловали многочисленные и в то время еще не репрессированные родственники матери. Свою лепту в превращение Васи в домашнего тирана вносила и охрана. Даже чернила для авторучки Сталину-младшему доставлял — лично — начальник охраны вождя комиссар госбезопасности 2-го ранга К.В. Паукер. Любое мало-мальски разумное желание Васи становилось законом для его охранников.
Все развивалось вполне закономерно. Во 2-й московской спецшколе, где учились дети советской элиты, Вася плевал на учителей. Причем буквально. Если то же самое делали ученики в обычных школах, им за это драли уши и вызывали родителей в школу. А в Васиной школе учителя лишь утирались и продолжали улыбаться своему сановному ученику. Рассказывали, что, получив плохую отметку, он угрожал покончить с собой, и все немедленно исправляли.
Все бы так и продолжалось, если бы в школе не появился возмутитель спокойствия — учитель истории В.В. Мартышин. Он начал ругать своих элитных учеников за невыученные уроки и — вот ужас! — отказывался исправлять поставленные им низкие оценки. Как рассказывал мне в 1995 году старейший московский адвокат В.С. Шафир, который в 1938 году был практикантом в Московской городской прокуратуре, терпение номенклатурных детей, и, в первую очередь, лоботряса Васи, вскоре иссякло.
И по его инициативе было написано заявление в НКВД о том, что Мартышин — законченный троцкист.
Дело было из тех, на которых следователям легко поскользнуться, и с Лубянки тем же летом 1938 года заявление переслали в Московскую городскую прокуратуру.
К тому моменту учителя уже успели уволить из школы за то, что он поставил Васе Сталину двойку в четверти. Он жаловался, писал письма, но из-за отрицательной характеристики с прежнего места работы не мог устроиться ни на какую новую.
В прокуратуре Москвы не стали тянуть с возбуждением дела и санкцией на обыск и арест Мартышина — ведь дети таких людей не будут лгать, и следственная группа отправилась к нему домой. В эту группу включили практиканта Владимира Шафира. В ящике письменного стола Мартышина следователи нашли папку, а в ней — письмо:
«Преподавателю т. Мартышину.
Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Спасибо за письмо.
Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения.
Василий — избалованный юноша средних способностей, дикаренок (типа скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких “руководителей”, нередко нахал, со слабой или — вернее — неорганизованной волей.
Его избаловали всякие “кумы” и “кумушки”, то и дело подчеркивающие, что он “сын Сталина”.
Я рад, что в Вашем лице нашелся хоть один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от этого нахала подчинения общему режиму в школе. Василия портят директора, вроде упомянутого Вами, люди-тряпки, которым не место в школе, и если наглец-Василий не успел еще погубить себя, то это потому, что существуют в нашей стране кое-какие преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку.
Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых шантажистских угроз капризника насчет “самоубийства”. Будете иметь в этом мою поддержку.
К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот.
Привет!
И. Сталин
8.VI.38 г.»
Как рассказывал Владимир Шафир, после ознакомления с письмом все встало на свои места.
Обыск прекратили, а прокурор Москвы некоторое время решал задачу: каким именно способом прекратить дело Мартышина.
Учителя вернули в школу, и, как вспоминал его сын, Мартышин продолжил учить Васю Сталина.
А Василий на сто процентов оправдал характеристику, которую дал ему отец в 1938 году. Он, по сути, так на всю жизнь и остался безвольным подростком и наглым барчуком. После смерти отца сидел в тюрьме, на свободе так и не нашел себя, продолжал пить и 19 марта 1962 года умер в Казани, где его поселили после освобождения.
Евгений Жирнов
Самый надежный способ получать всю интересную информацию из «Особой коллекции» «Коммерсантъ-История» - подписаться на наш канал https://zen.yandex.ru/kommersant_history