Найти тему
машина

Малоизвестные военные прицепы из СССР

ППБК

Передвижная бензозаправочная колонка высокой производительности для оперативной дозаправки автомобильной и бронетанковой техники в полевых условиях. ППБК представляла собой шасси одноосного прицепа с топливной цистерной, заправочной арматурой и насосом. Разработчик – Научно-исследовательский и испытательный автомобильный полигон Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР. Опытный образец изготовлен в 1948 году силами 38 Опытного завода Министерства Вооруженных Сил.

АМП

Подвижная мастерская на шасси одноосного прицепа ИАПЗ-738, предназначенная для технического обслуживания автомобилей в воинских частях с малым парком техники. Опытный образец изготовлен 38-м Опытным заводом Министерства обороны и испытан в 1961 году. Мастерская представляет собой прицеп со специальным кузовом-фургоном, оснащенным комплектом инструмента, технологического оборудования и приспособлений, а также запасных частей и расходных материалов к основным транспортным автомобилям Советской Армии.

АМП в сцепке с опытным вариантом грузовика ЗИЛ-164, оснащенным с односкатными широкопрофильными шинами и системой подкачки на колесах заднего моста
АМП в сцепке с опытным вариантом грузовика ЗИЛ-164, оснащенным с односкатными широкопрофильными шинами и системой подкачки на колесах заднего моста

ВМГ-40-51

Водомаслогрейка модели ВМГ-40-51 представляет собой вариант модернизации серийной водомаслогрейки ВМГ-40, осуществленный конструкторами 51-го ЦАРЗ Министерства обороны. Опытный образец изготовлен в мае 1955 года.

Главными отличиями ВМГ-40-51 от ВМГ-40 стали эллиптические водяная и масляные цистерны вместо кубических, наличие грязеотстойника в водяной цистерне, облегченные рама и ось прицепа и более эффективная система подогрева емкостей. Эксплуатационная вместимость: водяной цистерны – 950 л, масляных емкостей – 2х150 л, топливного бака – 30 л. ВМГ-40-51 выпускалась серийно и входила в состав подвижной авторемонтной мастерской ПАРМ-3М.

ВГ-2000

ВГ-2000 в сцепке с грузовиком ЗИЛ-131Н
ВГ-2000 в сцепке с грузовиком ЗИЛ-131Н

Водогрейка ВГ-2000 предназначена для нагрева, транспортировки и хранения горячей воды, а также для специальной обработки личного состава и заправки автомобильной техники. Опытные образцы изготовлены в 1979 году.

ВГ-2000 осуществляет заправку горячей водой пяти автомобилей КрАЗ-255Б
ВГ-2000 осуществляет заправку горячей водой пяти автомобилей КрАЗ-255Б

Водогрейка представляет собой цельнометаллическую цистерну эллиптического сечения на 2000 л, снабженную жаротрубной системой подогрева, раздаточной арматурой и насосным агрегатом с автономным карбюраторным двигателем. Базовое шасси – прицеп 1-П-2,5 модели ГКБ-83011 производства Тираспольского завода автоприцепов.

КП 1,5Н

Прицеп-фургон на одноосном шасси ИАПЗ-738 разработан Всесоюзным проектно-конструкторским и технологическим институтом мебели (ВПКТИМ) в рамах темы по созданию типоразмерного ряда унифицированных бескаркасных кузовов-фургонов из армированного пенопласта. Опытный образец изготовлен Шумерлинским комбинатом автофургонов в 1969 году.

-7

Прицеп-фургон КП 1,5Н предназначался для размещения и защиты от атмосферного воздействия специальной аппаратуры, приборов передвижной электроэнергетики и персонала. Оборудование кузова: отопительная установка ОВ65Б, аккумулятор 6СТ-78ЭМ, электрощит, багажный ящик, две входные двери (в передней и задней стенках). Грузоподъемность прицепа – 0,9 т, внутренние размеры кузова – 2600х2250х1430 мм, полезный объем – 7,8 куб.м. В серии не освоен.

КСП4

Прицеп-фургон КСП4 с бескаркасным кузовом из армированного пенопласта на низкорамном шасси СМЗ-810 разработал институт ВПКТИМ. Производство было освоено на Гомельском деревообрабатывающем комбинате.

Как и большинство унифицированных кузовов серии «К», кузов КСП4 предназначался для монтажа специального оборудования. Грузоподъемность прицепа – 3,7 т, внутренние размеры кузова – 4100х2252х1811 мм. В кузове предусмотрена одна входная дверь в задней стенке кузова и съемный люк для демонтажа оборудования в передней.

Спецкабина 636А

Поворотная кабина 636А предназначалась для размещения приемо-передающей аппаратуры и антенных устройств армейского радиолокационного комплекса. Состояла из двухосной повозки КЗУ-16 (52-У-415) с независимой торсионной подвеской и шинами ГК и цельнометаллического кузова-фургона. Внутренние размеры кузова – 3800х2260х1690 мм, максимальный вес монтируемого оборудования – 5270 кг. Разработчик технической документации – НИИ-1546, изготовитель – завод Тюменьсельмаш.

Спецкабина 931

-10

Спецкабина 931 из состава армейского радиолокационного комплекса представляет собой цельнометаллический кузов-фургон на двухосной повозке С-60. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. Внутренние размеры кузова: 2500х2200х1600 мм, вес монтируемого оборудования – 1700…2100 кг. Разработчик технической документации – в/ч 25714, изготовитель – Московский завод автокузовов (МЗАК, позже переименован в МЗСА).

МПП

Группа агрегатов МПП-1 с кузовами типа МПП в рабочем положении
Группа агрегатов МПП-1 с кузовами типа МПП в рабочем положении

В состав механизированной полевой прачечной МПП-1, принятой на вооружение в 1954 году, в числе прочих входили три прицепа-фургона на низкорамных шасси СМЗ-710Б. В первом из них размещался стиральный агрегат, во втором – отжимной, в третьем – сушильный. Все они имели цельнометаллические частично остекленные кузова типа МПП со съемными и откидными щитами для подключения коммуникаций.

Прицеп МПП в транспортном положении с тягачом ЗИЛ-164
Прицеп МПП в транспортном положении с тягачом ЗИЛ-164

Внутренние размеры кузова – 4200х2000х2200 мм, максимальный вес монтируемого оборудования – 1680 кг. Обслуживающий персонал прачечной МПП-1 – 60 человек, производительность – 1400 кг белья за 20 часов работы. Разработчик технической документации на кузов МПП – Харьковский филиал Центрального КБ Госплана УССР, изготовитель – Змиевский машиностроительный завод Харьковского совнархоза.

ПКС-2М

-13

Армейский прицеп ПКС-2М (аббревиатура ПКС – прицепная кухня-столовая) предназначен для организации столовой в полевых условиях. На стоянке вокруг прицепа, выполняющего собственно функцию кухни, устанавливались палатка-столовая УСБ-56, палатка подсобного назначения, палатка раздачи пищи и бензоэлектростанция.

Схема кухни-столовой на базе прицепа ПКС-2М
Схема кухни-столовой на базе прицепа ПКС-2М

Кухня-столовая предназначена для приготовления и приема пищи в расчете на 120 человек; число посадочных мест в палатке – 40. Прицеп ПКС-2М представляет собой низкорамное шасси СМЗ-710Б с деревометаллическим кузовом-фургоном с откидными боковинами и входной дверью в задней стенке. Внутренние размеры кузова – 3665х2060х1800 мм, полезная нагрузка – 850 кг. Основные тягачи – ЗИЛ-164 и ГАЗ-63. Прицеп выпускался серийно Ростовским машиностроительным заводом и поступал на снабжение армии.

ПРМ-В-К

-15

Прицеп ПРМ-В-К входил в состав подвижной мастерской по ремонту вещевого имущества ПРМ-В и базировался на низкорамном шасси СМЗ-810А. Кузов прицепа – цельнометаллический утепленный фургон со стенками, раскладывающимися в рабочем положении (площадь кузова при этом увеличивается с 10 до 24 м2). Внутренние размеры кузова: в походном положении – 4080х2108х2160 мм, в рабочем положении 6012х4120х2160/1726 мм. Полезная нагрузка фургона – 2286 кг. Документацию на мастерскую разработало КБ Мособлисполкома, опытный образец изготовил Пушкинский опытный завод Мособлисполкома.

Читайте также на канале «МАШИНА» о других советских прицепах:

- про армейский фургон ПАУ-1 Ульяновского автозавода
-
про первые конструкции армейских прицепов-водомаслогреек
-
про армейские прицепы для перевозки людей
-
про первый прицеп-дачу промышленного изготовления РАФ-04