Благодаря фильму «Начальник Чукотки» советские зрители представляли чукчей миролюбивым народом, живущим по принципу «моржа стрелять можно, человека стрелять нельзя». Однако на самом деле даже после формальной «советизации» чукчи не гнушались вооружёнными набегами на соседей-эскимосов. Последний крупный конфликт между коренными народностями Арктики, волей судьбы оказавшимися по разные стороны государственной границы, произошёл в 1947 году.
Кратчайшее расстояние между крайней восточной точкой Чукотки и западным берегом Аляски в Беринговом проливе составляет всего 86 километров. К тому же, на этом маршруте расположены несколько необитаемых островов, к которым могли пристать уставшие мореплаватели. Да и большую часть года пролив затянут ледяными торосами, так что чукчи и эскимосы практиковали морские марш-броски друг к другу.
Причин не любить своих соседей у этих народов всегда было достаточно. В первую очередь, сказывалась прямая конкуренция за охотничьи ресурсы – китовый жир, моржовую кость и тюленье мясо. При этом в море враждующие народы избегали столкновений, предпочитая вести бои на суше.
Старожилы поведали исследователю, что все началось с охотника и шамана, которых когда-то давно унесло на льдине к берегам Аляски. Жители Северной Америки встретили чукчей неприветливо. Охотника убили, а шамана обратили в рабство. Тот сумел вернуться домой, воззвав к Духу моржа и воспользовавшись магической помощью тотемных животных. Спасшийся шаман рассказал соплеменникам, как нехорошо поступили эскимосы. Тогда и было принято решение о первом вооруженном набеге.
Впоследствии чукчи не раз нападали на жителей Аляски, грабили их, убивали, похищали женщин и детей. В этих военных стычках гибли представители обеих сторон, со временем взаимная ненависть только разрасталась.
Торговые разногласия
Впрочем, чукчи далеко не всегда враждовали с эскимосами. Случались между двумя народами и перемирия, во время которых жители Азии и Северной Америки налаживали торговые отношения. Люди обменивали оленьи и моржовые шкуры, китовый жир, домашнюю утварь, различные инструменты, изделия народных промыслов. Но укреплению и развитию экономических связей мешало взаимное недоверие.
Чукчи отправлялись на торговые миссии, снаряжаясь как для ведения войны. Они держали наготове свои копья и луки со стрелами. Эскимосы встречали прибывших также крайне настороженно. Оставив на берегу свой товар, группа приезжих отходила в сторону. Местные рассматривали привезенные вещи и продукты и оставляли рядом то, что собирались отдать взамен. Иногда стороны не могли договориться сразу, людям приходилось идти на взаимные уступки, не прибегая при этом к словам.
Такой «немой торг» продолжался долго, и любое недоразумение (громкий крик, резкое движение, оскорбительный жест) могло привезти к вооруженной стычке. А погибшие в результате подобных инцидентов — повод для объявления новой войны.
Стоит сказать, что вооруженные конфликты эскимосов и чукчей порой признавались обеими сторонами бесперспективными. Когда прибыль от грабительских набегов становилась несоразмерной количеству боевых потерь, правители двух народов заключали перемирия. Они присягали солнцу в присутствии шаманов и возмещали друг другу причиненный материальный ущерб.
Похищение женщин
Наряду с желанием отомстить давним врагам и разжиться награбленным добром, одной из главных причин частых набегов чукчей на земли Аляски было стремление захватить в плен молодых женщин и детей.
Стоит ли упоминать, что народы Крайнего Севера всегда страдали от малочисленности. Они нуждались в притоке «свежей крови», на стойбищах оленеводов требовались рабочие руки, мужчинам были необходимы невесты, которые не являются их дальними родственницами. Не случайно, жена-эскимоска считалась поводом для гордости славного воина, сумевшего добыть ее в непростом походе на другой континент.
Некоторые наиболее отчаянные чукчи в поисках своего идеала добирались даже до территории Канады. В XIX веке они уже были наслышаны о чернокожих женщинах, населяющих эту страну. Похитить и привезти домой такую необычную красавицу — это считалось верхом воинской доблести и везения. Правда, подобные случаи были единичными.
Здесь необходимо отметить отличное, отполированное веками искусство создания специальных лодок из моржовой и тюленьей кожи – байдар. Гибкий каркас позволял судну изменять свою конфигурацию. Например, если лодка встревала между льдинами, она не ломалась, а сжималась. Кожаные бока делали судно необычайно лёгким и изворотливым. Чукотско-эскимосская байдара и сейчас остается главным ориентиром при строительстве современных спортивных каяков.
Байдары были многовесельными, одна лодка могла перевозить до 20 воинов. Конечно, большинство нападений эскимосов на чукотские стойбища, и наоборот, носили точечный характер: приплыли, напали, ограбили, угнали в плен женщин и детей.
Военная стратегия
К своим вооруженным вылазкам на другой континент чукчи всегда тщательно готовились. В XVIII веке войной на эскимосов шли целые армады, состоящие из сотен лодок-байдар. А количество переправлявшихся в них воинов иногда достигало 800-1000 человек. Это были опытные и закаленные в боях «десантники». Оснащенные луками и копьями они носили доспехи из плотных моржовых шкур.
Нападали чукчи либо на рассвете, либо поджидали момент, когда мужчины-эскимосы отправятся на охоту, и женщины останутся без защитников. Иногда небольшая группа захватчиков намеренно устраивала шум, чтобы оттянуть на себя основные силы противника, в то время как основные силы агрессоров заходили с тыла, убивая и грабя эскимосов.
Примечательно, что в набегах участвовали не только чукчи, занимающиеся китобойным промыслом и добычей моржей, но и кочевые оленеводы из тундры, которые с охотой присоединялись к своим сородичам, живущим охотой на побережье. В военные вылазки на Аляску иногда отправлялись и азиатские эскимосы, дружившие со своими соседями-чукчами. Они нападали на своих же соплеменников, обитающих в Северной Америке.
Самое крупное сражение произошло в 1793 году на эскимосов напало чукотское воинство в 8000 человек. После этого в российском Сенате даже рассматривалось эскимосское прошение о защите алеутов от злобных чукчей. Правда, Россия практически ничем на могла помочь: российское влияние на Чукотке в то время было номинальным.
Так что же случилось в 1947 году? В принципе, ничего нового: в октябре этого года неустановленные граждане СССР из числа коренной чукотской народности устроили разбойное нападение на американских эскимосов в районе алеутского Уэльса. В результате столкновения погибли несколько десятков человек, разграблены оленеводческие стойбища эскимосов.
По американской версии, причиной конфликта стали бытовые разногласия на почве неумеренных алкогольных возлияний. А вот советское правительство имело совсем иную точку зрения.
В то время на Чукотке дислоцировался 110-ый пограничный отряд МВД. Согласно докладной записке на имя товарища Сталина, в течение 1947 года значительно возросла активность американской авиации и морского флота в Беринговом проливе.
Также пограничным отделом МГБ были установлены факты повышенного внимания прибывающих на Чукотку американцев к дислокации советских военных частей, баз и различных государственных учреждений. Такая шпионская активность не могла не настораживать: совсем недавно США сбросили атомную бомбу на Хиросиму, и в речах президента Трумэна всё чаще звучали напоминания о наличии у США оружия массового поражения.
Официальных претензий советские власти в адрес США не предъявляли. Но вот, что интересно: после странного чукотско-эскимосского конфликта на Аляске резко усложнилась возможность личных контактов между аборигенами.
Не забудь поставить лайк.