Найти тему

Послевоенная коммуналка - дружба на всю жизнь

Праздники встречали вместе. Фото из личного архива, 1967 год.
Праздники встречали вместе. Фото из личного архива, 1967 год.
Железные двери, домофоны при входе в подъезды, стальные двери с кучей замков при входе в квартиру – реалии современной жизни.

Про ключ под ковриком в Советские времена писать не буду. А вот коммуналки тех лет вспомнить стоит.

В начале войны моя бабушка с мужем и детьми эвакуировались вместе с танковым училищем из города Пушкина в Н-ск. Обустроились в военном городке, а вскоре с деда сняли бронь, и он ушёл на фронт. Зимой 1943 года пришло извещение, что дед пропал без вести где-то под Ленинградом.

После окончания войны жителей городка начали расселять, требовалась жилплощадь для вновь приехавших военнослужащих. Не знаю, почему бабушка осталась в Н-ске, а не вернулась в Пушкин. В середине 50-х ей выделили комнату в коммунальной квартире.

Для тех, кто никогда не бывал в старых сталинских двухэтажках, остановлюсь на планировке квартиры.

Огромный (или мне, в пору моего детства, он казался таким) полукруглый коридор, где стояли сундуки, тумбочки, на стене висели вешалки с верхней одеждой жильцов. Далее шла длинная кухня с печкой и умывальником. В ряд у стены - три кухонных стола, в уголке каждого примостился примус или керосинка. В коридор выходили двери трёх комнат. Одну занимала такая же, как и бабушка, вдова военнослужащего, другую бабуля с детьми, в третьей, самой большой - с эркером, проживала семья с тремя детьми. Всего: три женщины, восемь детей и один мужчина. Дядю Толю на фронт не взяли из- за стеклянного глаза, он во время войны трудился в тылу, был хорошим токарем. Вся мужская работа: что-то починить, забить гвоздь – легла на его мужские плечи. Был у мужика один недостаток – он много употреблял, правда, жену и детей не обижал, являлся тихим пьяницей. Ещё он обеспечивал всю коммунальную ораву рыбой, зимой плёл сети, а летом браконьерил.

Его жена, добрейшая тётя Аня – великая труженица и мастерица на все руки. Обшивала не только своих детей, но и соседских подростков, причём делала это совершенно бесплатно. Бабушка, умеющая отлично вязать, мастерила детям шапочки, носки, свитера.

Тёплые отношения сложились у детей. Пятеро старших – практически одногодки и погодки, помогали сидеть с соседскими малышам, позже делали с ними уроки.

Вместе ходили за грибами и ягодами. Фото из личного архива, 1962 год.
Вместе ходили за грибами и ягодами. Фото из личного архива, 1962 год.

Со временем дети выросли, завели свои семьи, переехали в своё жильё, но, как в старые добрые времена, праздники встречали в этой квартире с соседями, ставшими за годы родными.

Фото из личного архива, 1968 год. Праздник в нашей коммуналке.
Фото из личного архива, 1968 год. Праздник в нашей коммуналке.

Накрывали длинный стол в большой комнате с эркером. В ту пору не было изысканных салатов и закусок, но стол ломился от домашних заготовок. Тётя Аня обязательно готовила заливное из судака и невероятно вкусные корзиночки с заварным кремом. Бабушка – холодец, домашнее пиво, пироги. Имелся среди соседей и свой баянист, благодаря которому были и песни, и танцы в большом коридоре квартиры.

В конце 70-х бабушке дали уютную, однокомнатную квартирку с окнами, выходящими на залив. Но почти каждый вечер она посещала своих бывших соседей, оставшихся в старом сталинском доме.

Благодарю за прочтение. Всем хороших соседей.