Вспомните, как плачет ребенок. Вспомните именно тот момент, когда с ним произошло что-то неприятное (а не шантажирующий плач). Ему, наверное, очень трудно было в эту минуту...
А теперь представьте (или вспомните), что предлагают расстроенному ребенку некоторые взрослые.
На птичек посмотреть? Или: "О! Какая машина поехала!"
Если Вы сейчас не усмехнулись, то всё, что написано ниже -- точно для Вас!
Мы продемонстрируем как реакцию ребенка на эти отвлечения, так и воздействие этих методов на психику и состояние малыша.
Возьмем банально одну из любимых игрушек, которую вы и ваш ребенок потеряли на детской площадке.
1 этап.
а) Появление причины.
Ребенок ещё очень далёк от понимания того, что его игрушку, наверное, уже не вернуть. Поймите, как завышены его ожидания. Ему сложнее, чем взрослому это принять, поэтому у него зарождается процесс негодования.
б) Сравните со взрослым человеком.
Представьте потерю дорогого для Вас смартфона (этого не случится, обещаю, просто представьте). Допустим, что очень важную информацию с него восстановить невозможно. Если вы не сталкивались с этим ранее, то любимый интернет обозреватель и история поиска будут заполнены вопросами с информацией о том, как найти потерянный или украденный смартфон; Вы будете звонить на него и проверять последние места пользования в надежде его найти... А его уже выключили "сбросили" и т.д... Не знаю, я не хакер.
Ну что? Дернулись к своему гаджетоварищу?))
2 этап.
а) Развитие стресса, истерика.
Когда малыш начинает понимать, что всё происходит не так, как он ожидает, начинается истерика и попытки требовать это: "Как так? Это же моя любимая игрушка! Она ведь так нужна мне!" Только слышим мы не эти слова, а плач с не всегда понятными мольбами.
б) Сравните со взрослым человеком.
В отличии от детей мы со своим жизненным опытом быстро принимаем ситуацию и действуем более рационально. Зачастую не более эффективно, чем они, но во всяком случае без истерик и столь мощного стресса.
3 этап
а) Истерика по инерции
Тут целый букет! Пока продолжается этот плач, ребенок постепенно устаёт. Параллельно усталости возрастают переживания о том, что взрослые не понимают эмоций, которые переживает малыш. Вы только представьте, как всё это неприятно!
Эх...
б) Сравните со взрослым человеком
Эх... Это мы можем совладать с эмоциями. Надо понимать, что маленькие дети еще не умеют этого, и это нормально.
Итак, разница ясна. Теперь поговорим о наших мероприятиях по тушению этого "пожара" и поиска "очага возгорания"
Мы всегда спешим на помощь к плачущему малышу, Но редко сразу понимаем, что нужно делать в первую очередь. Мы в панике начинаем расспрашивать ребенка о том, что произошло. Но в этот момент малыш ослеплён желанием показать, что он чувствует, чтобы получить заслуженную поддержку.
Умные взрослые, продолжая не понимать, что делать, пытаются облегчить момент, отвлекая ребенка всякими птичками, облачками, цветочками и машинками.... Это как раз то, над чем усмехнулись многие в начале статьи. Представьте, что про потерянный смартфон Вы рассказали подруге или другу, а он(-а) вам: "Ты что? Не переживай! Вон, смотри, какие птички полетели!")))) Смешно? Что Вы почувствуете? Как будто Ваши чувства проигнорировали! Гораздо приятнее будет получить поддержку. Ведь вы так расстроены!
И малыш очень сильно переживает многое. В том числе потерю дорогой для него игрушки (возможно скоро появится новая, но сиюминутно этого не случится, а поддержать надо сейчас).
Оказание первой психологической помощи
Алгоритм активного слушания
- Подходим к чаду, всячески обнимаем, гладим, держим за ручку и т.д. (что позволит);
- Пробуем побудить ребенка на рассказ о случившемся: "Ой, я так ничего не понимаю... Расскажи, пожалуйста словами."
- Спокойным тоном подбираем ключик к доверию, перечисляя те чувства, которые он может переживать: "Тебе обидно...", "Ты злишся...", "Ты грустишь об игрушке..." В какой-то момент Вы уткнётесь в согласие. Но может быть и такое, что маленький собеседник Вас поправит и скажет сам, что чувствует.
- Согласие ребенка -- это отмашка к началу беседы. Теперь он почувствовал Ваше желание поддержать его и открыт к общению. Начинайте спрашивать, где это произошло, как сильно он переживает, есть ли у него еще одна любимая игрушка... Чего он хочет в данный момент... Так Вы поможете прожить ему переживания до конца. Иначе после отвлечения от птичек он снова заистерит. А так он станет опытнее.
- Можно отвлекать, чтобы отпустить ситуацию.
Напишите в комментариях свои мысли на эту тему. Согласны ли с автором?