Бронированные поезда во время войн и конфликтов применялись преимущественно для поддержки наступающих или обороняющихся частей огнем, охраны важных железнодорожных станций и узлов, а также для диверсионных рейдов в прифронтовой зоне противника. Выступали они в роли мощных подвижных артиллерийских или зенитных батарей и представляли большую угрозу, появляясь там, где их не ждали.
В этой статье мы рассмотри единственное в истории боевое столкновение двух бронепоездов: советского «Илья Муромец» и немецкого «Адольф Гитлер». Как оказалось, в этой истории много интересного. Приятного чтения.
В различных источниках дата и место дуэли двух железнодорожных гигантов сильно разнятся, поэтому буду придерживаться наиболее объективной версии.
Боестолкновение произошло 4 июня 1944 года во время битвы за Ковель, крупный железнодорожный узел, расположенный в Волынской области Украинской ССР. Советские позиции постоянно подвергались коротким артобстрелам, но выявить расположение батареи противника никак не удавалось. Было выдвинуто предположение о действиях вражеского бронепоезда и разработан соответствующий план, согласно которому советский бронированный состав «Илья Муромец» должен был расположиться поближе к предполагаемому району появления противника и уничтожить его артиллерийским огнем.
Поэтому встреча поездов скорее всего не была случайностью. Завязалась позиционная дуэль, в ходе которой, так называемый «Адольф Гитлер» получил повреждения, и из-за невозможности дальнейшей эксплуатации, он или некоторые его броневагоны были брошены на станции.
Позднее, после освобождения Ковеля, рассматривая уничтоженный бронепоезд, советские солдаты якобы выяснили его название – «Адольф Гитлер». Но в архивных документах Вермахта ни одного поезда с таким названием не упоминается. Вероятнее всего такое название немецкий бронированный состав получил благодаря советским корреспондентам.
Что касается «Ильи Муромца», то он прошел всю войну и отпраздновал победу, не дойдя до Берлина всего пятьдесят километров из-за разрушенного моста во Франкфурте-на-Одере.
Стоит заметить, что на вооружении Железнодорожных войск России до сих пор находятся два бронепоезда «Амур» и «Байкал», но это уже совсем другая история.