Найти тему
Спиритус Терра

Буксировка айсбергов, как решение проблемы нехватки воды

Оглавление

Южная Африка страдает от острой нехватки воды после продолжительной засухи. Поэтому появилась идея отправить танкеры в Антарктиду, захватить гигантский айсберг и вытащить его на север от берегов Кейптауна. Там отколотый лед после фильтрации использовать в качестве пресной воды.

Это предложение выдвигалось, когда регионы Африки и Ближнего Востока страдали от засухи. Группа инженеров, включая капитана-спасателя Николаса Слоуна из компании Sloane Marine Limited, наиболее известного своей спасательной операцией на потерпевшем крушение круизном судне Costa Concordia, предложила буксировать айсберг к берегу Кейптауна и использовать его.

Айсберг. Источник: Яндекс.Дзен
Айсберг. Источник: Яндекс.Дзен

Буксировка, фильтрация, закачка.

Питер Джонстон, климатолог из Кейптаунского университета, сообщает, что, хотя власти сейчас не рассматривают этот план, он считает, что его стоит попробовать. По его словам, ледник размером 100 миллионов тонн можно найти в пределах 1610 километров от Кейптауна. По плану ледник должен быть запряжен большим поясом и медленно буксироваться танкером, которому помогало бы океанское течение и, возможно, кайт-парусов. Как только льдина будет пришвартована у берега, решетчатая стальная конструкция, облицованная пластиком, захватит пресную воду, перекачивая ее в трубы, которые понесут воду к берегу. После фильтрации ее можно было бы направить в пересохшую городскую систему водоснабжения за счет общих расходов, которые вдвое меньше затрат на опреснение.

"Если мы получим один из этих айсбергов среднего размера, то сможем обеспечить около 20 процентов городских потребностей в воде в день по цене около доллара за каждые 378 литров", - говорит Джонстон.

Аналогичное предложение поступило год назад от фирмы, базирующейся в Абу-Даби. Оно предусматривало решение проблемы нехватки воды в Объединенных Арабских Эмиратах путем буксировки айсберга объемом 76 млрд. литров пресной воды к побережью Фуджейры, расположенному на восточном побережье Оманского залива. По данным фирмы такая глыба могла бы удовлетворить потребности миллиона человек в течение пяти лет, а также обеспечить туристическую привлекательность и изменить местный климат для увеличения количества осадков.

"Масштаб просто устрашающий", - говорит Тед Скамбос, ведущий ученый в Национальном центре данных снега и льда в Университете Колорадо в Боулдере. "Даже крошечные маленькие айсберги огромны, и большая часть массы спрятана под водой. Он затмевает корабль, так что идея буксировать его кажется нереалистичной".

Есть канадские компании, которые перемещают льдины от морских платформ, где они могут нанести удар и повредить конструкции. Однако эти работы, в которых используются массивные кабели, которые затем почти съедены трением, связаны с небольшими ледниками. Расстояния их буксировки незначительны по сравнению с длинной доставки в районы с нехваткой воды.

Форма "ледяной горы" - это еще один фактор. Ледник неправильной формы может перевернуться или разбиться, поэтому лучше будет выбрать табличную форму с вертикальными сторонами и плоской вершиной, как те, которые чаще встречаются в Южном океане.

Варианты буксировки ледников. Источник: Яндекс.Картинки
Варианты буксировки ледников. Источник: Яндекс.Картинки

Разве он не растает по дороге?

Табличные айсберги имеют лучшую форму для буксировки, но, по словам Скамбоса, они также представляют проблемы с дренажем. По его словам, требуется установка дренажной системы. Поскольку лед перевозится в более теплый климат, скопление воды в верхней части гигантской массы может проникнуть внутрь, ослабить ее и вызвать разрушение. Это произошло 3237-километровым шельфом льда Ларсон-Б, когда он обрушился в 2002 году.

Даже при выполнении этих условий, есть проблема, требующая решения.

Ледник средних и больших размеров с водоизмещением сто миллиардов тонн, мог бы решить проблемы с пресной водой.

Но, как говорит Скамбос, "всем флотам мира не хватило бы сил для перемещения такой махины".

В некоторых предложениях рассматриваются пути решения проблемы таяния, когда речь идет о транспортировке небольших айсбергов.

Например, в 2009 году французская компания Dassault Systemes, занимающаяся программным обеспечением, создала симулятор проекта буксировки айсбергов, в рамках которого небольшие айсберги оборачивались изолирующими юбками. Покрытия могут уменьшить таяние и сохранить айсберг в целости и сохранности во время транспортировки. Но их расчеты показали, что после путешествия со скоростью около 1 узла, небольшой айсберг, перетянутый из Ньюфаундленда на Канарские острова, потеряет 38 процентов своего льда во время пятимесячного путешествия.

Последствия засухи в Кейптауне. Источник: Яндекс.Картинки
Последствия засухи в Кейптауне. Источник: Яндекс.Картинки

Что Такое Кеджинг?

Скамбос предполагает, что может быть другой подход к транспортировке больших айсбергов.

"Я думаю, что путь к этому лежит через кеджинг", - говорит он.

Кеджинг-это морская концепция 18-го века, которая использует преимущества естественных приливных сил.

Как предположили гляциолог Дуг Макайял и его коллеги из Чикагского университета, инженеры могли бы поставить на якорь массивный айсберг, используя базовую плиту и кабели. Когда прилив отодвигает айсберг от места его назначения, якорь удерживает его на месте. Затем, когда примерно через полдня прилив смещается в желаемом направлении, якорь снимается, и айсберг естественным образом тянет к месту назначения.

"Вы не очень быстро сдвинете айсберг, но это может сработать", - говорит Скамбос.

В настоящее время должностные лица Кейптауна еще не подписали какой-либо план буксировки айсбергов. Хотя признают, буксировка айсберга может стать краткосрочным решение насущных потребностей Кейптауна в воде.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В Канаде лед от айсбергов используется для производства водки "Айсберг". Если вам не нравится алкоголь, норвежская компания Svalbardi продает талую воду из айсбергов по невероятной цене - 100 долларов за бутылку.