Найти тему
Линии жизни

Кто такая кикимора и где она обитает

Фото взято из открытого источника "Яндекс-картинки"
Фото взято из открытого источника "Яндекс-картинки"

Кикимора является немногочисленным и не особо опасным представителем нечистой силы. Само слово «кикимора» составное, оно происходит от самостоятельного слова «мор», и «кика» в значении птичьего крика или киканья. Согласно народным верованиям, кикимора может обитать в избах, или, что реже в курятниках, тех уголках хлевов, где на насест садятся куры. Она представляет собой мрачное привидение, которое весь день сидит невидимкой за печью, а по ночам выходит проказничать – берет прялки и веретена, садится на свое любимое место – в правый от входа угол возле самой печки, туда обычно сметают весь сор, чтобы потом сжечь его в печи. Сидит она, прядет, слышно как свистит у нее в руках веретено и крутятся нитки, подпрыгивает постоянно и крутится на одном месте – есть у нее такая особая привычка. Считалось, очень дурной приметой, увидеть кикимору на передней лавке, значит быть в той избе покойнику.

По поверьям Новгородской губернии шалит кикимора на все святки, особенно в ночь под Рождество Христово - она треплет и сжигает куделю, оставленную у прялок без крестного благословения, иногда воровато стрижет овец. Во всех других великорусских губерниях на проказы кикиморы отводился круглый год. Считалось, что кикимора очень боится людей и старается скрываться от них, но иногда принимает человеческий облик, чтобы их запутать, ведь если человеку удастся накинуть на нее крест, то она так и останется стоять на месте.

Существует немало увлекательных рассказов о проказах кикиморы, так например, в селе Никольского уезда, в одной избе, кикимора ходила по полу целые ночи и при этом сильно стучала ногами. Но этого ей показалось мало и она начала греметь посудой, звенеть чашками, бить горшки и плошки. Совсем житья не стало хозяевам от таких ночных чудачеств и решили они бросить свое жилище. Стояла изба пустой, пока не пришли в нее сергачи с плясуном-медведем. Поселились они в этой пустой избе, стали обживаться. А кикимора сдуру, не зная с кем связалась, взяла ночью да и набросилась на медведя. Медведь не растерялся – помял ее так, что та заревела да и восвояси покинула избу. Тогда перебрались обратно и хозяева, потому что в доме стало тихо, никто их больше не пугал. А через месяц подошла к избе какая-то женщина и спросила у ребят:

- Ушла ли от вас кошка?

- Кошка жива, да и котят принесла, - ответили ей ребята.

Вздохнула кикимора, повернулась и поплелась обратно говоря на ходу:

- Ну вот, теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься…

В вологодских лесах, в отдаленной части Никольского уезда кикимора наделена и добрыми чертами. Старательным и умелым хозяйкам она покровительствовала: невидимо перемывала крынки, убаюкивала маленьких детей, оказывала другие полезные услуги по хозяйству. Считалось, что при содействии кикиморы у хозяйки и тесто лучше подойдет, пироги удадутся на славу, соленья не пропадут, а вредители не испортят урожай.

А вот ленивый хозяек, кикимора недолюбливала: детишек малых щекотать начинала так, что они ревели все ночи напролет, подростков пугала – высунет свою голову с блестящими навыкате глазами и с козьими рожками, они и бегут что есть мочи куда глаза глядят, да и вообще всячески вредила и безобразничала. Так что у нерадивой хозяйки был только один выход – бежать в лес, отыскать там папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде да перемыть все имеющиеся в доме крынки да горшки. Кикимора очень любит папоротник, поэтому за такое угождение может и простить, оставить наконец в покое.

В вологодской губернии верили, что в летнее время кикимора сторожит поля. Всю ночь она ходит по ним, держа в руках огромную, раскаленную добела сковороду. Кого поймает на чужом поле, того и изжарит.

Единственным верным и могущественным средством против этой нечисти из покон веков считался святой крест. Никогда не посмеет кикимора взять чужой прялки, не расклокочет на ней кудели, не спутает ниток у пряхи и не оборвет начатого плетения у кружевниц, если они с молитвой положили все вещи по местам.