Найти тему
Призрачная редакция

Горизонтальный герой нашего времени

Оглавление

Илья Ильич Обломов — один из главных героев русской литературы. По совместительству он также является героем русской действительности, кочующим из поколения в поколение.

Все мы знаем, что он очень приятный человек — добрый, умный, хорошо образованный. Уже одно то, что Обломов имеет такого друга как Штольц многое говорит о нём (скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты). Но у Ильи Ильича есть одна проблема — он играет по чужим правилам. Он настолько влился в систему, что лишился собственной идентичности.

Правила игры

Правила игры предполагают, что помещик должен жить на доходы от поместья. Всё будто бы логично. Но поместье — это бизнес, зависящий от множества факторов (работоспособность крестьян, компетентность управляющего, урожайность) и требующий постоянного контроля. Система может прекрасно функционировать десятки лет, но если она даст сбой — твёрдая рука и острый ум хозяина должны прийти на помощь.

Вот только расслабившийся хозяин уже потерял хватку. Когда дела начинают идти наперекосяк, он оказывается в очень неудобной ситуации — как экипаж подводной лодки, который лет десять не принимал участия в учениях. Но если в критической ситуации подводники вынуждены мобилизоваться, то помещик может позволить себе роскошь продолжить пребывание в инертном состоянии. Ведь финансовый крах не наступает сиюминутно, и ещё остаётся время подождать чудо.

Время идёт, но чудо не происходит

Казалось бы, наступил тот самый момент, когда нужно взять себя в руки, проявить все свои лучшие качества и попытаться исправить ситуацию. Но зачем? Момент-то упущен. А значит, и пытаться не стоит. В отношениях с системой Обломов не является полноправным партнёром — он стал её собственностью. Поэтому его проблемы — это уже не его проблемы, и решаться они должны каким-то чудесным способом. Или не решаться вовсе — тут как повезёт.

-2

Чем лучше, тем хуже — это нелогичный и страшный закон для тех, кто предпочёл не просто стать частью системы, но раствориться в ней. Если всё хорошо, то не стоит прилагать лишних усилий — от добра добра не ищут. Но когда становится не очень хорошо, то оказывается, что навык прилагать усилия обнулился.

Даже прекрасное образование Ильи Ильича Обломова и его богатая фантазия оборачиваются ему во вред. Благодаря им он создаёт себе башню из слоновой кости, в которой прячется от реальности. Будь он человеком попроще, может быть, жизнь и схватила его за грудки. Но Обломову есть куда сбежать от неё.

Роман вне времени

И дело тут не в обличении феодального строя, превратившего Илью Ильича в того, кем он стал. Это лишь исторический контекст.

Меняются времена, меняются правители и идеологии. Но проблема остаётся. И заключается она в том, что человеку бывает трудно идентифицировать себя как личность, в которой заключён целый мир — со своими законами, ценностями, радостями и горестями. Это требует немалых усилий — предотвращать внутренние конфликты, поддерживать порядок в своём государстве, искать собственный путь развития. Намного проще стать частью системы и существовать по её правилам.

-3

В том, чтобы быть полноценным членом общества, нет ничего дурного. Но для этого необходимо сначала разобраться с собой. Иначе система не предоставляет партнёрских прав, а просто поглощает. Да и само общество, состоящее из граждан, предпочитающих плыть по течению, превращается в абсурдную карикатуру, украшенную пёстрыми плакатами с ничего не значащими лозунгами.

Роман Гончарова хорош тем, что он подарил нам универсального героя на всё времена, в котором большинство из нас смогут разглядеть и свои черты. Так уж получилось, что герой этот — горизонтальный. И у каждого нового поколения появляется шанс разозлиться на Обломова и попытаться принять вертикальное положение.

А что думаете вы?