Найти тему

Анатомия монстров: Airbus Beluga XL. Часть 1

Доброго времени суток! С вами на связи пилот гражданской авиации, желающий подарить частичку неба всем и каждому.

Фото: pikabu.ru
Фото: pikabu.ru

Все мы привыкли видеть примерно одни и те же самолёты в аэропортах. Одни чуть больше, другие чуть меньше, но для рядового пользователя воздушных перевозок они все на одно лицо.

Фото: narod.ru
Фото: narod.ru

А как насчёт крайне необычных экземпляров, ну например Airbus Beluga XL? Мало кто вообще видел это чудо инженерной мысли в жизни, а если и видел, то вряд ли уже когда-нибудь сможет забыть.

Airbus Beluga XL. Фото: Wikipedia.org
Airbus Beluga XL. Фото: Wikipedia.org

Как вы могли догадаться, Белуга является грузовым самолётом, увы пассажиром побыть не получится. Но на вопросы о том как он появился, зачем он вообще нужен и почему такие странные инженерные решения в нем используются я поспешу дать вам ответы ниже.

Загрузка Белуги. Фото: life.ru
Загрузка Белуги. Фото: life.ru

Для начала, перевернем страницы книги истории в обратном направлении.

Все началось в Америке 50-60х годов. Новоиспеченный боец за космос в лице NASA спешил догнать и обогнать своего ближайшего конкурента - СССР, но для этого нужна была целая сеть развитых инфраструктур. Первым результатом космических программ NASA стал проект "Меркурий Рэд Стоун 3", отправивший первого американского астронавта Алана Шепарда в Космос, однако успеха тут мало, ведь Юрий Гагарин уже пожинал лавры первого человека покорившего космос.

Алан Шепард. Фото: ruspekh.ru
Алан Шепард. Фото: ruspekh.ru

Нужна была ракета круче и мощнее. Именно так в 61 году и появилась первая ракета семейства "Сатурн" - "Сатурн 1".

Ракеты этого семейства имели колоссальную мощность даже по сегодняшним меркам и именно они отправили нескольких американских астронавтов на Луну.

Сатурн-1. Фото: Wikipedia.org
Сатурн-1. Фото: Wikipedia.org

Тем не менее, такие ракеты имели ряд серьезных недостатков, часть которых напрямую касается нашей сегодняшней темы.

Говоря конкретнее, все дело в транспортировке частей ракетоносителей. Большинство производственных площадок разбросаны по всем частям Америки, а пусковые и сборные площадки ВВС США и NASA сосредоточены в штате Флорида. Агрегаты средних ракет вполне просто доставлять по воде и ж/д транспортом, но крупные ракеты - это совсем другая история.

Специфика заключалась в том, что размер частей был просто огромен, но масса при этом была весьма низкой (из-за пустых баков вторых ступеней ракет). Именно это и дало идею создания самолёта-транспортировщика специально для NASA.

Тем не менее, самолёта для этого все ещё не было. Тут инженеры схитрили. Взяв за основу списанный Boeing 377 "Стратокрузер" был спроектирован новый, доселе не виданный аппарат.

Boeing 377. Фото: airlines-inform.ru
Boeing 377. Фото: airlines-inform.ru

Все агрегаты самолёта остались без изменений, преобразовали только фюзеляж. Теперь он достигал в диаметре около 6 метров. Имя данного самолёта - Pregnant Guppy, и действительно самолёт очень похож на беременную рыбку.

Pregnant Guppy. Фото: Wikipedia.org
Pregnant Guppy. Фото: Wikipedia.org

Также изменили схему погрузки. Звучит смешно, но самолёт буквально надевали на груз!

Погрузка. Фото: diary.ru
Погрузка. Фото: diary.ru

Летайте быстро,дешего и безопасно. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, чтобы не упустить ещё больше авиационного контента. А продолжение, конечно же, следует!)