На первичную консультацию к специалисту обычно приходят родители ребенка-инвалида, это часто мама или мама и бабушка. Папы приходят, но реже. Бывают и "тайные визиты" бабушка, дедушка хотят обсуждения, что вообще ждет семью где родился инвалид. Бывает приносят целый набор историй из интернета хотят понять у них "все вот как там будет".
Тут на консультацию пришла взрослая дама, визит первый. Без папки с детский документами, мамы и папы обычно сразу приносят выписки и заключения.
Я подумала молодая бабушка или взрослая тетя, так как было видно, что дама волнуется.
Знакомимся, естественно спрашиваю о целе визита.
Дама оказывается учительница!!!, Назову ее Ирина Михайловна. Так вот ей в первый класс дали ребенка-инвалида по интеллекту и вот четверть подошла к концу, а контакта с семьей она найти до конца не может. С ребенком контакт налажен, это Ирина оговорила отдельно. Она этому факту честно рада, так как это первый "особенный" ребенок за ее практику.
Пришла узнать может она вообще, что не так делает, ребенок ведь инвалид, его родителям сложные, чем родителям здоровых.
Мальчик хороший, послушный, назову его Глеб.
На уроках быстро устаёт, понятно перестает слушать учителя, НО не отвлекает других детей, а просто ложится головой на парту и отдыхает.
По началу
Ирина Михайловна пыталась вернуть внимание Глеба, на, что ребенок начинал плакать так как он устал и больше не хочет заниматься.
Естественно учебный процесс останавливался, какой урок если ребенок плачет.
Естественно мама Глеба пошла ругается почему учитель доводит ее сына до слез. Причем пошла сразу к администрации, ведь ее ребенок-инвалид.
У директора в кабинете Ирина Михайловна объяснила, что она не доводит Глеба. Все дети устают на уроках, могут отвлечься, но их можно включить в урок заново. Только Глеб через 15-20 минут от начала урока ложится отдыхать на парту и его учебный процесс завершён. На попытки привлечь внимание, вопросами включить в урок идут слезы.
Если они решились на инклюзию, надо было узнать длительность урока в общеобразовательной школе и хорошо подумать сможет ребенок так долго воспринимать материал или нет.
Аргумент мамы Глеба, ее ребенок "особенный" ему нужен индивидуальный подход, ищите. Вы учитель, вы должны.
Ирина Михайловна перестала трогать Глеба, устал пусть отдыхает. Согласовала с администрацией, что будет задерживаться на продленку на полчаса и учить понемногу с Глебом индивидуально то, что от пропустил отдыхая.
Я спросила как это восприняли родители Глеба, ответ был спокойно. Мама вообще сказала, что давно поняла, без жалоб администрации учителя и воспитатели нормально с "особенными" детьми не работают.
Ближе к концу четверти задания на уроках стали сложнее. Ирина Михайловна давала задание классу, а потом подходила к Глебу и еще раз повторяла все для него. Так с каждым заданиям, если решали примеры, надо было повторять все к каждому примеру. Без этого Глеб задания не выполнял, просто тихо сидел.
Сосед Глеба по парте начал жаловаться родителям, что Ирина Михайловна мешает ему на уроках. Она повторяет для Глеба условия, объясняет, а он сидит рядом и это ему мешает.
Его мама пришла к Ирине Михайловне и попросила пересадить ее ребенка от Глеба.
Так делали еще две мамы детей, которых сажали к Глебу. Среди родителей начались возмущения, что их детям не хватает внимания учителя. Если спросить чем нс уроках занимались, дети как один говорят, это Ирина Михайловна с Глебом занималась, а они сами писали и решали.
Ирина попросила родителей уточнить у детей игнорирует они их вопросы или плохо объясняет. Дети все как один ответили, что объясняет Ирина Михайловна все-все и отвечает на вопросы, подходит если позвать. Просто они решают, пишут сами, а
Ирина Михайловна всегда с Глебом.
Хотя Ирину беспокоило,
что объясняя задания Глебу, а процесс этот достаточно долгий, она не могла следить за другими детьми, а их в классе еще двадцать семь.
Решение было найдено.
Ирина Михайловна попросила дополнительную парту, поставила ее к столу учителя и посадила за нее Глеба. Все это было с согласия администрации.
Сам Глеб был рад, он сидел рядом с учителем, на "главном месте" в классе. Другие дети тоже восприняли это спокойно. Ирина Михайловна могла спокойно уделять время Глебу и весь класс были на виду.
Только вот мама Глеба опять пришла к директору с жалобой, что учитель лишает ее ребенка общения с одноклассниками. Довод Ирина Михайловна, что
так всем лучше, что Глеб получает дополнительное внимания и другие дети под присмотром, был воспринят в штыки. Ее ребенка исключили из коллектива и все тут.
Директор спросил какое мама видит решения, она сказала, что Глеб должен сидеть рядом с другим ребенком, как и было раньше. Ирина Михайловна должна давать задания классу, а потом садится к Глебу и заниматься с ним. Довод, что такой вариант не удобный и не безопасный мама тоже не восприняла.
Сказала, что если ее Глеб будет сидеть рядом с учителем она пойдет жаловаться выше.
Я честно ответила, что не знаю как помочь "инклюзия любой ценой" лозунг очень многих родителей детей- инвалидов.
Бороться с этим бесполезно. Вариант для Ирины Михайловны самой идти на контакт с родителями Глеба и объяснять мого раз, что нет у нее цели отнять, что у Глеба, ее цель учить Глеба. Объяснить, что нужно найти баланс при котором Глеб будет получать максимально много внимания, но при этом на уроках должно быть комфортно всем детям. Учитель не должно сам создавать опасных ситуаций, а дети без достаточного внимания это потенциально опасная ситуация. Опасная для Глеба в первую очередь, так как он "особенный".
Если надо просить прощения.
Ирина Михайловна спросила, за что просить прощения. Она и так уделяет одному ребенку львиную долю времени от урока. Она не допускает к родителям Глеба родителей недовольных одноклассников. Принимая на себя их негатив и угрозы жаловаться.
Мой ответ был,
просить прощения, что ребенок "особенный", а Вы Ирина Михайловна и другие его одноклассники нет.
Ещё я честно сказала, что зря Ирина Михайловна оберегает семью Глеба от родителей одноклассников. Хотели инклюзию, пусть получают ее в полной мере. Недовольные родители и дрязги внутри класса социальная часть школьного обучения. Ее избежать нельзя.