Найти в Дзене
Архитектура

Первые колокольни на Руси

Оглавление

Русская Церковь ревниво оберегает обычаи Восточной традиции и всегда стремилась избегать подражанию «латинцам». Но колокольный призыв на молитву пришёл на Русь из Европы.

Были ли колокола в Византии?

Колокола в Византии и Риме были известны до появления христианства. С их помощью приветствовали победителей, подавали сигналы рабам о начале и конце работ, созывали на собрания и т.п.. Может поэтому монахи-греки гораздо охотнее пользовались билами для призыва христиан на молитву. На это имеются указания как в наших, так и в греческих источниках.

Так, по Краткому Начертанию Студийского Устава по рукописи Ватопедской афонской библ. XIII— XIV в. № 322, призыв братии к пасхальному богослужению совершается путем ударов в било (проф. Дмитриевский, Описание литургических рукоп. I, стр. 225 и пр. 5). То же самое говорится в Начертании Афанасия афонского (ibid., стр. 246), в Уставе патриарха Алексия, из которого видно, что била висели на монастырской гостинице — одно вверху, другое внизу (проф. И. Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 66). (Источник: Православная Богословская энциклопедия http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-12/kolokol.html)

У греков колокола стали входить в употребление со времени владения Константинополя крестоносцами. Но турки, покорившие греческую империю, не терпели колоколов, а потому едва начавшееся их употребление было приостановлено. Только с 1856 г. было дозволено константинопольским христианам иметь колокола.

Как призывали в храм ранние христиане Руси

Логично, что после принятия христианства на Руси тоже использовали била. Всего известно 3 разновидности этого инструмента.

Било великое — это деревянная доска, которая подвешивалась к козлам или в специальные башенки – бильницы. Било малое делали из длинного деревянного бруска с закругленными концами. Чтобы удобнее было держать, посредине делался перехват. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Наряду с этим на Руси в ходу были и клепала — напоминавшие колокол железные полые полушария с металлическим языком.

Как проникли колокола на Русь

Историки считают, что распространение колоколов в России постепенно шло с севера, а не с юга. Киев, как более близкий к Византии, пользовался почти исключительно одними билами. Это подтверждает то обстоятельство, что в Киеве не сохранилось ни одного специального сооружения для вешания колоколов времен первых христианских князей.

Совершенно другое положение вещей было на севере России. Первое по времени известие о колоколах встречается в 1-ой Новгородской летописи 1066 года.

Имея в виду тесные торговые отношения Новгорода и Пскова с западной Европой — родиной колоколов — можно предположить, что их привозили оттуда. И Новгород, и Псков не скупились на церковное благолепие и не особенно считались с обычаями Киева, о чём говорит архитектура их первых христианских храмов.

Простейшие приспособления для подвешивания колоколов

Самый древний вид колокольни – «звонница». Первые звонницы делали из брусьев в форме буквы «Г» или «П».

Более поздние звонницы представляли собой врытый в землю ряд столбов с перекладиной для колоколов крытый двухскатной крышей.

Чем звонница отличается от колокольни

Ряд толковых словарей понятия «звонница» и «колокольня» объясняют как синонимы. Между тем, в другой практике словоупотребления эти термины имеют различные значения.

В последнем случае под колокольней принято понимать самостоятельное высокое строение в виде башни либо архитектурную часть церковного здания. Колокола в ней могут быть размещены не только на одном уровне, но и на разных ярусах.

В свою очередь звонница — строение в форме прямоугольника в виде надстройки на стене храма либо стоящее отдельно, где колокола висят только на одной высоте.

Северные и центральные русские колокольни

Как свидетельствуют своими рисунками Олеарий и Мейерберг, путешествовавшие по Московскому государству в XVII веке, звонницы устраивали в течение долгого периода времени.

Однако, в это время уже строили и колокольни. Более или менее широкое распространение колокола получили у нас в XV в.. К этому же времени надо отнести и появление деревянных, квадратных в плане, колоколен.

М. Красовский отмечает, что восьмигранные колокольни в летописях начала XVII века упоминаются как вполне известный тип строения. При этом, обращает внимание на то, что колокольни (в полном смысле этого слова, а не звонницы) появились сначала в виде отдельно стоящих сооружений. И только во второй половине XVII века делаются первые попытки связать колокольню в одно целое с храмом.

Южные колокольни и колокольни Прикарпатской Руси

На юге колокольни («звиници» или «дзвоници») имели совершенно другой облик, хотя и ставились, подобно северным, отдельно от церквей, в виде самостоятельных сооружений.

Окончательно сложившиеся типы южных колоколен появляются в конце XVII века, но примитивные колокольни, подобные той, что стоит у церкви св. Николая в городе Овруче, существовали, вероятно, и ранее.

Такова краткая история архитектуры деревянных колоколен на территории Руси.

Распространено мнение, что колокольный звон очищает пространство и имеет лечебный эффект: обезвреживает вирусы и облечает боли. Но есть и менее известный, прямо противоположный взгляд: производимая звуковая волна инструмента уничтожает созвучие пространства в целом, нарушает природные вибрации живых существ (человека в том числе), таким образом медленно уничтожая.

Где же правда?

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Забирайте материал к себе на стену в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Популярные темы:
Ранние деревянные крепости Руси
Ведические храмы древних славян
Разноцветные белокаменные соборы Руси