В центре Лондона, где законодательство предотвращает увеличение объема грунта, увеличивается подземная экспансия. Примером может служить внушающая конструкция Ноттинг-Хилла, под которой развивается частный салон красоты со спа и бассейном. Работа архитекторов Джанни Боцфорда.
Посетители Лондона не могут, не заметить много новых строящихся жилых башен, но есть и еще один строительный бум на службе у мировой элиты, невидимый из-за подземелья. Городская застройка, особенно в исторических и шикарных районах, серьезно ограничивает или запрещает расширение высотного дома, и поэтому единственный способ расширения — это копать вниз.
В 2017 году было подано 2 012 заявки на получение разрешения на строительство подвалов в центре Лондона, что немного меньше пикового значения, достигнутого до выхода из кризиса, но все же невероятное большое число заявок. Там, где подземного пространства больше, чем на поверхности земли, был создан новый тип дома: "дом в айсберге". Этот ярлык применим к новому дому с садом, спроектированному лондонским архитектором Джанни Боцфордом в Ноттинг-Хилле в 2018 году, что постройка не является обычным "расширением подвала".
Подземные жилые объекты до сих пор, являются спорным вопросом. Дискомфорт, вызванный строительной площадкой, может вызвать сильную оппозицию. (Гитарист и астрофизик Брайан Мэй говорит, что они превратили его улицу Кенсингтон в "ад"). Пресса много говорила о проекте компании Owal Architects по строительству бассейна и тренажерного зала в подвале дома Робби Уильямса в Кенсингтоне, где музыкант в основном бывает редко.
Проект был окончательно утвержден в 2018 году, после пяти лет сражений с соседом — легендой Джимми Пейджем, который опасался, что строительные работы окажут "катастрофическое" влияние на изысканные интерьеры его прекрасной викторианской готической резиденции, считающейся историческим наследием. Тем не менее, желаемое Вильямсом расширение скромное по сравнению с другими.
Например, в рамках проекта UrbanistArchitecture был экструдирован четырехэтажный дом в Хэмпстеде на двух уровнях, в котором также были два бассейна, теннисный корт и боулинг под садом. Дом в саду также построен на два этажа, но есть и другие, которые идут еще глубже: в 2008-17 годах было одобрено более 100 проектов по расширению подвала с тремя и более уровнями.
Примерно четыре из пяти этих пристроек относятся только к одному этажу, и все еще могут получить статус- айсберга. Двухэтажный дом в (Челси), построенный в 2018 году по проекту архитектора Клариджа, был расширен с 238 до 559 квадратных метров. В отеле есть кинотеатр, гостиная и подземный тренажерный зал. Одной из проблем, которая должна быть решена при проведении такого рода мероприятий, является то, как провести свет под землю, и решение Claridge заключалось в установке 8-метрового люка на крыше, расположенного выше.
Дом Ботсфорда в саду, был одобрен к строительству в 2008 году, задолго до того, как местные власти запретили многоэтажные подвалы в 2015 году. Конструкция этого компактного сада уникальна тем, что она не расширяет существующий дом вниз, а заменяет бунгало 1960-х годов. Новый надземный объем также может быть невидимым — он так хорошо скрывается в тени соседнего дома 1840-х годов, что ничего не видно с улицы. В некотором смысле это жаль, потому что это красивая конструкция. Трапециевидный стеклянный павильон под необыкновенной скульптурной крышей, выполненный из елового дерева и покрытый медью, изогнутый, как занавес, вверх и заканчивающийся окном на крыше. Сад имеет три стороны, на западе с патио рядом с входом. Внутри есть прихожая и гостиная с медным напылением пола. Под деревянной решеткой с ее кривизной, благодаря высоте и свете, пространство имеет атмосферу часовни.
Поскольку здание окружено зданиями и не освещено с юга, то освещение ограничено, поэтому вся форма здания, как над, так и под землей, была смоделирована в цифровом формате, чтобы собрать все, что там есть. Под землей находятся две спальни и ванные комнаты, плюс крошечный сад, который принимает свет со двора на восточной стороне. На втором этаже находится 10-метровый бассейн, йога-зал, турецкая баня и галерея. Медь также используется в деталях этих пространств, в то время как каррарский мрамор и пихта Дуглас создают разреженную эстетику, реагирующую на свет и тень. Удивительно, как естественный свет проникает на глубину до восьми метров через колодец в вестибюле.
Многие лондонские подвалы — это бункеры, чтобы удовлетворить желания владельцев, которые изолируются от остального мира. Дом в саду, с другой стороны, является элегантным выражением в пространстве, существенности и света, которое черпает свою атмосферу из зеленых насаждений и городских барьеров выше.