Место жительства несовершеннолетнего ребенка определяется в соответствии с ст. 20 Гражданского кодекса РФ , ст. 54, ст. 55 Семейного кодекса РФ .
Часто при расторжении брака либо при раздельном проживании родителей ребенка вопрос о том, с кем будет проживать ребенок, родители решают самостоятельно, заключив устное или письменное соглашение о том, с кем будет проживать ребенок, и каким образом будет происходить общение с ребенком того родителя, с которым ребенок не проживает.
Однако в последнее время участились случаи, когда между родителями имеется спор о том, с кем после расторжения брака или после разъезда останется проживать несовершеннолетний ребенок. И, будучи не в состоянии самостоятельно решить этот вопрос, родители ребенка обращаются в суд с иском об определении места жительства ребенка.
Гражданские дела об определении места жительства ребенка рассматриваются с обязательным привлечением органов опеки по месту жительства отца и места жительства матери ребенка. Специалисты органов опеки в обязательном порядке обследуют бытовые условия жилого помещения, в котором проживает каждый родитель, на предмет его пригодности для проживания ребенка с учетом разных факторов – санитарное состояние жилого помещения, благоустроенность, наличие спального места для ребенка, рабочего места школьника, игровой зоны для маленького ребенка, места для хранения личных вещей и одежды ребенка.
После того, как жилые помещения будут осмотрены (при осмотре жилого помещения сотрудники органов опеки могут побеседовать и с ребенком, задав ему несколько вопросов), специалистами будут составлены заключения о возможности проживания ребенка с каждым из родителей.
Кроме заключений органов опеки, суд будет рассматривать множество обстоятельств для решения вопроса о том, с кем же будет проживать ребенок. Такими обстоятельствами могут быть: материальное обеспечение родителей, их доход, характер их работы, режим работы, характеристики с места работы родителей, характеристики из детского учреждения, которое посещает ребенок (в характеристике из детского учреждения может быть отражено, как часто каждый из родителей бывает в школе или детском саду, интересуется ли успехами ребенка, обращается ли у педагогам для обсуждения характера и поведения ребенка, принимает ли вообще участие в жизни ребенка).
Суды также нередко требуют справки из диспансеров — психоневрологического, наркологического, туберкулезного – о состоянии на учете родителей в каком –либо из них. Очевидно, что состояние на учете в наркологическом, например, диспансере очень существенно снижает шансы родителя добиться того, чтобы ребенок проживал с ним.
Начиная с 10-тилетнего возраста, ребенок и сам может быть опрошен судом для того, ему могут быть заданы вопросы о его предпочтениях, о том, с кем бы он сам хотел проживать. Суд обязан прислушиваться к мнению ребенка, однако оно, разумеется, не может быть ключевым обстоятельством для определения места жительства.
В сложных случаях (каких сейчас очень немало) судом по ходатайству одного из родителей назначается психолого-педагогическая или психолого-психиатрическая экспертиза для определения характеристик родителей и ребенка с помощью специалистов.
Судом при решении вопроса об определении места жительства ребенка изучаются все обстоятельства и документы, очень важную роль будут играть заключения экспертизы и заключения специалистов органов опеки, в конечном счете суд в своем решении будет опираться на вышеуказанные заключения.
При вынесении решения судом обязательно будет учтен возраст ребенка, степень его привязанности к каждому из родителей, а также степень привязанности родителей к ребенку.
Очевидно, что место жительства младенца, находящегося на грудном вскармливании, вряд ли определят с отцом, если мать при этом здорова, не асоциальна, не имеет вредных привычек, могущих отразиться на здоровье и благополучии ребенка, и сама активно выражает желание и намерение заботиться о ребенке.
При этом, вопреки расхожему мнению о том, что проживанию ребенка с матерью в таких делах судами отдается предпочтение, а с отцами детей оставляют лишь в крайних случаях, практика показывает, что случаи, когда суды оставляют детей с отцами, совсем не редки. При этом матери детей не являются асоциальными элементами. Суды при этом учитывают и мнения детей, и условия жизни родителей, и материальные возможности родителей, и иные факторы, имеющие значения для вынесения решения суда.
Нужно понимать, что определение места жительства ребенка с одним из родителей ни в коем случае не лишает другого родителя права воспитывать ребенка, участвовать в его жизни, заботиться о нем и конечно общаться с ребенком любым доступным способом – как лично, так и с помощью средств связи. Тот родитель, с которым остается проживать ребенок, при этом не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем.
Нельзя забывать, что для гармоничного развития ребенка ему необходимы оба родителя, которые равным образом заботились бы о воспитании, духовном и физическом развитии ребенка, осуществляли заботу о его образовании и здоровье.