Еще К. Маркс доказывал, что история развивается по спирали, одни и те же закономерности повторяются от эпохи к эпохе с учетом новых временных накоплений. Я бы дополнила классика: иной раз спираль так круто и даже лихо закручивается, что история уже развивается не просто по спирали, а зигзагом, а то и конем – как в случае с революциями.
Один из примеров развития зигзагом – так называемые дворцовые перевороты.
Вообще-то так официально называют историческую эпоху XVIII в., когда за несколько десятилетий сменилось много правителей:
- с 1725 г. – Екатерина I;
- с 1727 г. – Петр II;
- с 1730 г. – Анна Иоанновна;
- с 1740 г. – Анна Леопольдовна;
- с 1741 г. – Елизавета Петровна;
- с 1761 г. – Петр III;
- с 1762 г. – Екатерина II.
Причем это только основные вехи, а между названными датами было еще множество интриг, когда один серый кардинал сменял другого, возводили одного регента и свергали другого, обходили прочих претендентов и т. п. Великая круговерть!
Но через пару веков история сделала очередной кульбит и крутой зигзаг, повторив модель дворцовых переворотов уже в новых политических, культурных и иных условиях. Всего за несколько лет в России сменились мышление, культура, политический и экономический режим, сама цивилизация, а также несколько глав государства.
Несколько лидеров почти молниеносно сменились в России за несколько лет: на место Брежнева пришел Андропов, который был генсеком чуть больше года, затем у руля встал Черненко, он простоял примерно столько же и оставил бразды правления Горбачеву, причем в то же время фактически многие функции правителя выполнял Громыко…
Почему все происходило так быстро? Вот ведь до того руководители страны стояли у руля гораздо дольше:
- В. И. Ленин: 1917–1924 гг.;
- И. В. Сталин: 1924–1953 гг.;
- Г. М. Маленков: 1953–1955 гг.;
- Н. С. Хрущев: 1953–1964 гг.;
- Л. И. Брежнев: 1964–1982 гг.
Итого меньше всех руководил страной Председатель Совета Министров СССР Маленков – не дотянул до 2 лет. Но, признайтесь, вы и не ожидали его увидеть в данном списке, да? А между тем, современные историки его в этот ряд ставят. Остальные же лидеры правили по нескольку лет: Ленин – более 6 лет; Сталин – дольше 29; Хрущев – 11; Брежнев – более 19 лет.
Так почему же лидеры страны в 1980-е гг. так быстро сменяли друг друга? Они оказались неугодны неким тайным – реальным правителям? Так свершался круговорот переворотов в природе?
Начало дворцовых переворотов в СССР невидимо для глаз простых людей началось еще до ухода Брежнева из жизни. «И все завете…» гораздо раньше: в последние годы жизни Брежнева по мере ухудшения его состояния по инициативе Андропова была сформирована тройка, по сути, управлявшая страной. Это были:
- сам Ю. В. Андропов;
- А. А. Громыко (тогда – министр иностранных дел СССР);
- Д. Ф. Устинов (в те годы – министр обороны СССР).
По сути, это был механизм наподобие закулисных интриг дворцовых переворотов XVIII в.
Юрий Владимирович Андропов стал генсеком 12 ноября 1982 г.
За всего 15 месяцев своего лидерства Андропов успел довольно много. Он всеми силами наводил порядок в стране сверху донизу, в частности:
- боролся с коррупцией;
- ввел наказания чиновников за нарушения партийной дисциплины;
- боролся с нарушениями дисциплины всеми работниками и даже ввел для них уголовную ответственность за прогулы.
В прессе ходит версия, что слишком крутая политика многим оказалась не по нраву и Андропова просто решили убрать как неугодного…
В феврале 1983 г. СМИ сообщили, что у генсека на фоне обострения почечной недостаточности началось резкое ухудшение состояния здоровья и, как следствие, он ушел из жизни.
Константин Устинович Черненко также ушел слишком быстро. Его сгубила тоже недостаточность, на сей раз печеночная и легочно-сердечная.
За 1 год 25 дней своего правления в огромной стране он не успел сделать слишком многого. Поговаривают, что уже в момент собственного избрания на этот пост Черненко выглядел довольно больным и многие после смерти Андропова опасались, что нового правителя поставили чуть ли не как марионетку.
Константин Устинович стал самым старшим из всех советских генсеков.
В целом курс реформ, начатых Андроповым, при Черненко был свернут. Однако при нем зародилась идея перестройки и ускорения, позже развитая Горбачевым. Впрочем, о полезности этого социального явления до сих пор идут отчаянные споры…
Похоронив Черненко, страна соблюла приличествующий траур, назвала в его честь пару небольших селений и несколько улиц и постепенно стала забывать этого лидера. Некоторые даже считали его изначально промежуточным…
От лица человека, когда-то жившего в городе, называвшемся Черненко, скажу: если бы не это переименование города на несколько лет, жители глубинки данного правителя особо и не запомнили бы.
Более того, Черненко не слишком-то зафиксировался не только в народной памяти, но и в официальных бумагах.
Так, в 1980-е гг. был курьезный случай, когда мой папа, находясь в командировке в Ленинграде, пытался позвонить домой с местного центрального телеграфа, а его долго не соединяли, потому что не могли в своих телефонных книгах отыскать города с таким непривычным названием. Искали-искали Черненко, но обнаружили лишь прежнее (оно же будущее) наименование города: Шарыпово. (Кстати, сам Черненко родился не в этом городе, а в малюсеньком селе. И вообще гораздо больше этот сибирский город прославился тем, что был столицей всероссийской стройки КАТЭК.)
Но! Дворцовые перевороты на этом не совсем закончились. В формате опять же закулисных процессов Председателем Президиума Верховного Совета в июле 1985 г. поставили Андрея Андреевича Громыко.
Почему я так отдельно выделяю его как хоть и небольшую, но все же отдельную веху в рамках пресловутых переворотов?
Да потому, что предыдущие 8 лет в СССР уже устоялась норма соединять у 1 человека выполнение функций и Председателя Президиума Верховного Совета, и Генерального Секретаря. А в данном случае должности разделили между Громыко и Горбачевым.
Вот вам и круговорот лидеров страны в природе, вот вам и дворцовые перевороты, вот вам и зигзаг судеб…
См. также статью «Топ-10 серых кардиналов России: кто нами реально (!) правит?». И статью «»Как (не) «ушли» Андропова, который слишком резко взялся обустраивать Россию?».