Найти тему
Поместье Медиа

Почему свекровь не любит невестку?

Кадр из к/ф «Москва слезам не верит»
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит»

Иногда, хватило бы нескольких добрых слов, признания заслуг, похвалы хозяйственным способностям, и отношения бы выровнялись, и корабль семейной жизни пошёл бы бороздить волны по бескрайним просторам. Но нет, чаще не случается. 

Что тому причиной?

Известны исторические примеры, когда и свекровь, и невестка вполне приличные люди, а общего языка так и не нашли:

Екатерина Медичи и юная жена ее сына, Мария Стюарт (сначала не поделили места у постели больного короля. Он умер и юная невестка, овдовев, покинула Францию, не справилась с управлением Шотландии и была обезглавлена);

Елизавета 2-я и принцесса Диана (ни слова благодарности не получила невестка за полезную общественную деятельность, популяризацию королевской семьи, терпение в браке. Итог - громкий развод и гибель невестки).

Казалось бы, скажи опытная взрослая женщина вовремя доброе слово молодой и приобрела бы друга, и поддержку на всю жизнь.

И ладно бы только в аристократических семействах, но и в простых та же история.

Неужели так сложно? Почему?

Помню знакомой на вопрос, нравится ли матери жениха ее свадебный наряд, был ответ: 

-Я блеск не люблю! (А из блестящего на 18-летней девушке были только серьги). 

В другой раз, я удивилась, когда услышала в адрес невестки на искреннюю жалобу, язвительное, отрезающее:

-Ты же сама его выбрала!

Почему так?

Во-первых, часто высказать одобрение невестке равносильно укору собственному сыну. 

-Как чисто ты дом убираешь. (А он значит, так не умеет, кто это знает лучше матери).

-Вкусно готовишь! (А он, например, мало зарабатывает!)

-Хороший бизнес открыла! (Ну что за сын, подкаблучник!)

-Ребёнок веселый, счастливый, ты прекрасная мать! (А сына вечно дома нет).

А уж сказать, что невестка красивая, значит, напрямую внушить ей уверенность в себе, открыть дорогу во внешний мир - красавице признанной, станет она после этого тарелки мыть безропотно?

То есть в похвале невестке чаще всего скрывается сравнение, упрёк собственному материнству. Из комплекса «что ты за мать», чувства вины и ощущения не полностью выполненного долга, вырастает страх собственной неполноценности, а с ним дела иметь не хочется.

Новые времена, свободы, улучшенные условия жизни, ещё и чёрную зависть пробуждают:

-В мое время пылесосов и посудомоечных машин не было!

-Памперсы? Какая расточительность! В наше время обходились пеленками!

-В фитнес клуб пошла, нет, чтобы ребёнку почитать лишний раз!

И за всем этим стоит зависть и горечь.

Прошла молодость, ушли надежды, и скрылись в тумане прошлого времена, когда «твой мальчик» был «моим маленьким мальчиком».

Оттого так редко звучит искренняя похвала невестке, что чем лучше она что-то делает, тем хуже свекровь в собственных глазах. От этого иной раз слышишь от взрослых женатых мужчин, в стремлении успокоить мать, слова задевающих жену:

-А моя мать лучше борщ готовит!

Или: 

-Мама всегда окна сама мыла и не жаловалась!

В классике война невестки и свекрови давно стала традицией. «Гроза» Островского - вражда между Кабанихой и юной Катериной легла в давно заложенный стереотип жесткого отношения свекрови к невестке.

Хороший пример противоположного показал новатор Горький в пьесе «Васса Железнова», по сей день любимой постановщиками.

В его пьесе Васса - суровая деловая женщина, одобряет и любит скромную, мечтательную невестку. И когда свекровь умирает, невестка искренне сожалеет о ней, одна из всей семьи, вспоминает как они вместе в саду цветочки сажали и говорит, что ни с кем не было такого взаимопонимания. Не для того ли классики использовали вражду женщин в литературе, чтобы показать, какие мы женщины неуживчивые и скандальные?

Анастасия Розанова