Вы когда-нибудь прогуливались по Киевскому вокзалу в Москве?
Нет, я не имею в виду забег от рамок металлоискателя к турникетам за 5 минут до отправления поезда. Я имею в виду именно прогулку. Неторопливую, обстоятельную, с рассматриванием деталей интерьера и уникальности конструкций.
А ведь вокзал заслуживает пристального внимания, особенно, если вас интересует архитектура, а вместе с ней и история страны. Потому что вокзал часть этой истории.
Да, я и сама, признаться, не относилась к нему серьёзно, восхищалась разве что дебаркадером и башней с часами. И всё! Остальное как-то мимо пролетало, не замеченное ни глазом, ни сердцем. А зря!
Но вот однажды я добралась до экскурсии, о которой мечтала давно!
Экскурсии с подъемом в часовую башню Киевского вокзала! Вы знали, что на эту знаменитую башню с орлами можно подняться?
Знайте! Можно! Но только в составе экскурсионной группы.
Так вот. Во время этой экскурсии от проекта "Москва глазами инженера" стараниями нашего прекрасного гида Александра Ермолина у меня практически раскрылись глаза, и я взглянула на Киевский вокзал не просто пристальнее, а совершенно иначе!
Чем сейчас с удовольствием и поделюсь с вами, мои дорогие читатели!
Для начала краткая историческая справка.
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах.
Архитектурный проект — И. И. Рерберг, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор — С. С. Алёшин
Решение о строительстве нового вокзала, который, кстати, сначала назывался Брянским, а потом уже стал Киевским, было принято ещё в 1912 году
А вот работать он начал только в 1918, то есть уже после революции. В связи с этим интерьеры претерпели кое-какие изменения.
Один из символов того времени "серп и молот" и сейчас украшает потолок.
А вот шикарные люстры изменений во внешнем виде не претерпели, и слава Богу. ;)
Главным скульптором Киевского вокзала является Алёшин Сергей Семёнович - скульптор-монументалист, который родился в крестьянской семье в деревне Зайцево Калужской губернии, но благодаря таланту поступил сначала в Строгановское училище, а потом даже работал в Париже у Бурделя.
Именно он автор необычных по стилистике скульптур, украшающих вокзал.
Всего их четыре. По две у каждого входа. Называются они "Труд" и "Урожай", и не трудно догадаться, какие именно украшают вход для пассажиров 1 класса.
Да-да! Изначально задумывалось два совершенно разных входа в вокзал! Они только кажутся одинаковыми! На самом деле предполагалось, что один будет для VIP- персон, то есть для пассажиров 1 класса, а другой для всех остальных. И эта задумка очень чётко прослеживается в архитектуре вокзала. Например, в той части, где предполагалось находиться пассажирам 1 класса даже рояль стоял!
Но вернёмся к скульптурам при входе.
Изучив их во всех подробностях, не торопитесь внутрь! Рассмотрите ещё одно чудо: майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и архангела Михаила.
Тем более, что ещё совсем недавно это было совершенно недоступно и стало возможно благодаря реставрации, которая была проведена в 2013-2016 гг. Дело в том, что в советское время эти панно были полностью закрыты гербами СССР, как видно на старых фото.
А чудо состоит в том, что первоначальные панно не уничтожили, как было приказано, а просто накрыли этими гербами, благодаря чему сегодня мы и можем ими полюбоваться!
Ещё пару слов скажу об Алёшине. Ведь именно он позже создал и тот самый памятник Ленину на Киевском вокзале. Как эта скульптура разительно отличается от тех, что на входе, правда ведь?
Памятник этот появился на вокзале в 1935 году и простоял до 2003 года, когда во время очередных ремонтных работ и был демонтирован.
Но и на этом всё интересное на Киевском вокзале не заканчивается, скорее даже самое интересное ещё впереди!
И самое шикарное достояние Киевского вокзала, пройти мимо которого и не заметить просто невозможно, это, конечно, дебаркадер Владимира Григорьевича Шухова (того самого автора Шуховской башни и металло-стеклянных перекрытий ГУМа)
Задуман и возведён дебаркадер был для защиты от непогоды пассажиров всё того же 1-го класса.
Уникальная конструкция, представляющая собой односводчатое арочное покрытие, поражает воображение своей красотой и изяществом! Не смотря на то, что его длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, а вес конструкций — более 1250 т.
Для этого своего детища Шухов использовал стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы.
Во время последнего ремонта дебаркадера оригинальное клёпочное крепление кое-где заменили обычной сваркой.
И если присмотреться хорошенько, то можно отличить те самые оригинальные шуховские арки от заменённых в 2003-2004 годах во время очередного ремонта. Да-да, увы при господине Лужкове сэкономили и сделали "как проще"
Кстати, знакомьтесь, это электропоезд ЭШ2-024 «Евразия» на фоне дебаркадера Киевского вокзала. И он готов домчать любого в аэропорт Внуково.
Именно пассажиры аэроэкспресса имеют сегодня возможность любоваться этим чудом инженерной мысли, отправляясь в поездку.
А о том, что поджидает посетителей в башне и каков вид, что открывается из её окон, я расскажу в следующей заметке.
Следите за обновлениями!
Возможно, вам будет интересно прочитать
P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилось!
И подписывайтесь на мой канал, если интересно то, о чём я пишу, чтоб не пропустить новые рассказы о путешествиях, отзывы о концертах, фильмах и спектаклях.
Спасибо, что дочитали до конца! Мне это важно.