Уходит 2019 год... Двадцать лет назад, в ноябре 1999-го умер Дважды Герой Советского Союза космонавт Юрий Малышев. Каким он был вне света космической славы? Расскажи, друг... Ну, слушай...
Вспоминает житель Камышина Сергей Татищев
Как мы встретились...
...Космонавта Юрия Васильевича Малышева впервые я увидел в начале 1980-х годов. Он тогда приехал в Камышин в самом зените славы, свалившейся на него и Владимира Аксенова после полета на космическом корабле «Союз Т». Лично нам довелось познакомиться уже после полета в космос советско-индийского экипажа Юрий Малышев – Геннадий Стрекалов – Ракеш Шарма (1983 г. Корабль «Союз Т-8).
К моменту нашего знакомства Юрий Васильевич был уже дважды Героем Советского Союза, полковником. Но уже покинул отряд космонавтов. В это время он являлся Президентом Ассоциации «Космонавтика – человечеству», которая внедряла космические наработки, технологии, приборы в народное хозяйство.
Познакомились и подружились
Летом 1990-го глава города Лев Алферов послал меня, в то время сотрудника горадминистрации, в Волгоград с поручением встретить космонавта Малышева с сыном Андреем и привезти в Камышин. На волгоградском железнодорожном вокзале поезд «Москва – Волгоград» встречали высокие лица.
Пришел заместитель главы администрации Волгоградской области Анатолий Егин и начальник Качинского авиационного училища генерал Виталий Набоков. Он пригласил всех нас в Качу на обед. Перед этим провел экскурсию по летному училищу.
Для Юрия Васильевича эта экскурсия легла бальзамом на душу, так как первые два года он учился именно в Каче, а со второго курса, без согласия, как это бывает в армии, был переведен в Чугуевское военное училище летчиков. И вот снова – Волгоград, родное Качинское, обед, банкет, тосты. Затем все отправились на базу отдыха на реке Ахтубе. Вечером мы с Малышевым отправились попариться в сауне. И там, сидя рядом на горячих досках, Юрий спросил: «Сергей, а расскажи-ка мне о себе!».
Я стал рассказывать, обнаружилось: в наших судьбах есть много общего. Мы почти ровесники (он всего на 2 года старше). И «к космосу», я был косвенно «причастен»: моя армейская служба проходила в ракетных войсках стратегического назначения. Межконтинентальные баллистические ракеты 8К64У, стоявшие у нас на дежурстве, – детище академика М. Янгеля, ближайшего сподвижника конструктора С. Королева. Для космонавта Малышева это лично знакомые ему люди.
Но главное, и у него и у меня большое значение в судьбе имел город Харьков. Юрий Васильевич встретил там свою Наденьку (с будущей женой ранее он познакомился в Волгограде). Она была студенткой медицинского училища, а он – летного. У меня же в этом городе жили мама, брат, тетя, другие родственники. Я регулярно бывал там.
Для нас с Юрием Васильевичем оказались общими парки, театры, музеи. Возник целый букет воспоминаний, которых хватило до самого утра. С этого времени, во все приезды Малышева в Камышин – один ли он был, с женой или детьми, я встречал его и был «персональным сопровождающим».
Постепенно мы крепко сдружились с ним и его окружением. Установились теплые отношения с перепиской, телефонной связью «Звездный городок – Камышин и обратно», поездками на рыбалку. Я не берусь восстанавливать хронологию наших встреч. Вспомню лишь отдельные моменты моих и его, Малышева, воспоминаний.
В 1991-ом Юрий Васильевич с супругой Надеждой Васильевной приезжал в Камышин по скорбному случаю: умерла его махеча – баба Настя, как любовно еще при жизни называл ее Малышев.
Бабу Настю похоронили в одной могиле с Василием Ивановичем Малышевым (отец Ю.В. умер в 1983-ем), на старом кладбище Камышина. Был январь, стояли лютые крещенские морозы, но на похоронах были курсанты КВВКСУ, несомненные патриоты. Ломами и лопатами они сделали все необходимое в таких случаях. С тех пор и по настоящее время за могилой ухаживает родственница Малышева Ольга Кожедуб.
Тайна исчезновения
Из воспоминаний о полетах мне запомнился рассказ Юрия Васильевича о серьезной нештатной ситуации на борту МКС, имевшей место во время его первого полета с Аксеновым. Неожиданно у них исчезла вода объемом около 3 литров. По инструкции о ЧП надо было доложить об этом в Центр управления полетом. Но космонавты этого не сделали. На свой страх и риск, поделив станцию на участки, они стали искать воду.
Опасность беды была велика: МКС буквально опутывало большое количество электрических проводов, разъемов, контактов. Попадание туда жидкости могло вызвать короткое замыкание, с разрушением цепей и непредсказуемыми последствиями.
Сама вода в невесомости представляла из себя плавающий безоболочный шар. Его надо было найти, и обезопасить. Ребята потратили немало времени и в одном из отсеков нашли, наконец, зацепившийся шар. Радость была огромна. Не стали заморачиваться, как этот шар запихнуть обратно в сосуд. Просто выпили эти 3 литра воды на двоих.
Не было бы счастья
Меня (и других) интересовал вопрос: как Юрий Васильевич попал в отряд космонавтов, без блата, без толкачей… Когда я спросил его об этом, он прямо ответил: «Я и сам не знаю». Однако обстоятельства изначально складывались по принципу, о котором в народе говорят: «Не было бы счастья да несчастье помогло».
Юрий Малышев учился на «отлично» и по окончании летного училища получил распределение – мечта всех выпускников – в Московский военный округ. Тут и появился его однокурсник-москвич, который получил направление в Грузию.
Вместе со своим отцом столичный житель принялся уговаривать Юрия "поменяться! с ним местами (мол, «у меня семья, намечается пополнение, а ты – холостяк»). Даже предлагали за согласие энную сумму. Малышев от денег отказался, но, хоть и с неохотой, согласился на обмен «распределениями».
Как он корил себя за это, особенно, когда добирался к высокогорному аэродрому (месту службы в Грузии) на арбе, запряженной волами! Здесь-то и сработала старая поговорка. Дело в том, что в приграничные военные округа, куда попал Ю. В., поставлялись самые последние образцы военной техники, в т. ч. самолеты МИГ.
А в условиях на зачисление в отряд космонавтов, кроме отменного состояния здоровья, были требования к минимальному налету часов на новейших МИГах. Это и дало возможность попасть в кандидаты. Позже был пройден тот самый жесточайший отбор по многим требованиям и зачисление в отряд космонавтов.
Выстрел в парке
Это самое зачисление – отдельная тема. Судьба решения буквально повисла на волоске из-за одного шального случая. О нем мне рассказала чета Малышевых. В период, когда решался этот вопрос, семья и их хороший знакомый, тоже летчик, но не кандидат в космонавты, приехала в гости в Камышин.
Оставив годовалого сына Андрея на поруки дедушке, Малышевы предложили товарищу культурную программу: сходить в городской парк на танцы. Веселились, танцевали, катались на качелях. В разгар отдыха «Рыжий» (так они его называли), который, к слову, после принятия первой же рюмки становился неугомонным, выхватил принесенную с собой ракетницу и пальнул в воздух.
Для Камышина времен Советского Союза это было нечто. Все застыли от восторга. Но тут раздалась трель милицейского свистка ("Рыжий" совершил вопиющий проступок). Участковый объявил, что задерживает всю троицу (Малышева, его жену и Рыжего). Продолжительные уговоры участкового не возымели действия.
Оказавшись во дворе милиции (тогда она располагалась в здании по соседству с городским архивом на набережной) с глухим высоким забором, они поняли в каком неприемлемом, даже диком положении оказались. Жена Малышева Надежда беспокоилась еще и от того, что приближалось время кормления грудью годовалого малыша.
Но главное, что после составления протокола, по действующим правилам, он отсылался по месту службы (работы) нарушителей. Протокол поставил бы крест на всех космических планах. Все молчали. Но в воздухе повис немой укор Рыжему: «Что ты наделал?»
Недолго думая, "оторвила" Рыжий сказал: «Я вас подвел, я вас и спасу!» Каким- то чудом влез на высокую стену, свесился с нее и попросил приподнять Надежду. Сначала вытянул ее, затем – Юрия. Это был дерзкий побег из отделения милиции. Были звуки сирены вослед, погоня. Но нарушителям удалось дворами и огородами добраться до поселка Металлист (район Камышина), где в то время жил отец Малышева.
Из воспоминаний Сергея Татищева.
Подготовила: Марина Караваева-Неженцева
- Не забывайте ставить лайки - это очень важно.