Марсель Пруст, Эдуард Мане, братья Гонкуры… Париж рубежа XIX-XX веков дал миру множество имен. Как проводили свой досуг эти выдающиеся люди? Они были завсегдатаями салонов, в которых зарождались и прорастали новые тенденции мирового искусства.
Французское слово «салон» - комната или гостиная - сегодня имеет много значений в разных языках. Это и магазины, и парикмахерские и внутреннее помещение личного автомобиля или самолета.
Также существует Парижский салон - одна из самых престижных художественных выставок Франции, ведущая свое начало со времен Людовика XIV. Она открылась впервые в 1667 году и сих пор, на протяжении вот уже трех веков, каждый уважающий себя французский художник мечтает принять в ней участие.
Есть у слова «салон» значение, не связанное с интерьером напрямую. Так называют клуб единомышленников, которые постоянно собираются в частном доме. Как правило, их объединяет интерес к искусству, реже – к политике. Огромное количество подобных кружков объединений и клубов в XIX веке стало отличительной чертой Парижа. В истории остался знаменитый кружок на улице Руаяль, увековеченный на картине художника Джеймс Тиссо, но это далеко не единственный клуб подобного рода. Руководили жизнь салонами всегда хозяйки – женщины, выделяющиеся умом, талантом, красотой или богатством. Статус салона напрямую зависел от личного статуса владелицы и определял уровень гостей.
Например, самые известные писатели - П. Мериме, Г. Флобер, уже упомянутые А. Франс и братья Гонкур посещали салон принцессы Матильды. Чуть позже завоевала популярность другая «хозяйка» - писательница Жюльетта Адан, более известная под псевдонимом Ламбер. В ее салоне охотно собирались республиканцы, что совершенно не исключало литературных и музыкальных вечеров высокого уровня: «Деньги, высокая политика, культура осеняли собой этот пышный салон, находившийся сперва на бульваре Пуассоньер, а потом на бульваре Мальзерб» писал Мартен-Фюжье в своей книге «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж».
Великие композиторы такие, как Шопен и Лист также охотно принимали приглашения «хозяек». Конечно во всех салонах стояли прекрасные рояли. И не только. Очень часто атрибутом интерьера была фисгармония - миниатюрный аналог органа. Играя на этом инструменте, исполнитель использовал ноги исполнитель не для игры, а для накачивания воздуха. Под аккомпанемент рояля пели романсы, под аккомпанемент фисгармонии – псалмы и рождественские песенки, которые любили в разных слоях общества, независимо от политических взглядов.
В творчестве многих композиторов-классиков есть дуэты рояля и фисгармонии, написанные специально для салонов. Сегодня эту музыку исполняют достаточно редко. Между тем она красива, эмоциональна и легко воспринимается – как раз то, что любит широкая публика. Просто у большинства из нас предубеждение против слова «салонный», якобы такая музыка должна быть по определению некачественной. А ведь ее писали великие композиторы, которые, к тому же, проводили в салонах весьма важную часть своей жизни!
Приглашаем вас нас концерт: Музыка парижских салонов https://artbene.ru/concert/01-12-2019/
Для вас выступят: Анна Ветлугина (орган, фортепиано)
Галина Гамбург (меццо-сопрано)
Дмитрий Максименко (орган, фортепиано)
Органный дуэт ARTBENE: Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко
В программе: Г. Бай, Р. де Буадефр, Ш.-М. Видор, А. Гильман, А. Адан и др.
Место проведения концерта: Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова (Москва, улица Сущёвская, 14)
#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органнаямузыка #музыкапарижскихсалонов