В некоторых известных торговых сетях до 90% сумок относятся к контрафакту. Контрафакта в Петербург ввозят уже на 280 млрд рублей в год. Ввод маркировки на разные категории товаров должен был обелить рынок, но вместо этого может привести к росту заказов подделки через интернет.
На заседании Гильдии производителей товаров народного потребления, которое организовала Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, предприниматели вместе с органами власти обсудили меры борьбы с фальсифицированной продукцией на рынке. Около 50 участников встречи в основном интересовало, поможет ли ввод обязательной маркировки целого перечня товаров избавиться от серого сектора. Присутствующие в зале эксперты отрицательно покачали головой.
«Например, с 1 декабря стартует маркировка трикотажных блузок. Что теперь будут выпускать подпольные швейные фабрики? Те же изделия, но под другим названием. Таким образом, блузки поступят в магазины под видом тех позиций товаров, которые пока маркировке не подлежат», — с досадой сообщила Елена Дерябичева, эксперт ООО «Тест-С.-Петербург». По данным НИУ «Высшая школа экономики», доля контрафактных спиртных напитков в общем товарном обороте страны достигла 40%, а одежды и обуви — 35%. Даже инновационные петербургские предприятия проигрывают портнихам из Бишкека в борьбе за местного торговца и потребителя.
Сертификат вместо штрих-кода
От лица органов власти на мероприятии выступил Сергей Пантелеев, депутат Государственной Думы РФ и член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательства. «Я приехал сюда выполнить самую трудную миссию депутата — не говорить самому а больше слушать и слышать», — обозначил цель визита парламентарий. Он также отметил, что государство усилило контроль за потребительским рынком. В частности, в Государственной Думе ведутся обсуждения законопроекта поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании», а также говорят об упрощении требований к восполнению затрат на добровольную сертификацию товаров субъектам малого и среднего бизнеса.
Об эффективности обязательной и добровольной сертификации продукции высказалась и Елена Дерябичева. По её словам, процедура обязательной сертификации показывает только безопасный ли товар для здоровья или нет. Полное описание изделия можно получить лишь при прохождении добровольной сертификации. Подобный документ позволяет идентифицировать товар на рынке и подтвердить его подлинность. «Считаю, что необходимо создать добровольческое сообщество по вопросам аккредитации продукции, и общими силами убирать с рынка контрафакт. Всех руководителей петербургских компаний здесь я увидела, так давайте действовать», — призвала спикер.
Инновации не помогают
Совладелец старейшей кожгалантереи ООО «Рассвет» Сергей Чистый посетовал на то, что через границу в Россию фурами нелегально ввозятся кожаные изделия из Казахстана и Кыргызстана. Также постоянно растут поставки изделий из Китая, в особенности через интернет. «За последние три года вырос приток контрабанды, а не контрафакта. Ощутили это, когда постоянные клиенты стали уходить. Один контрагент, владелец сети из 20 магазинов в регионах, рассказал, что закупает сумки по 300-500 рублей, перепродает по цене тысяча рублей за единицу товара, а за счет огромного оборота и разницы получает прибыль», — рассказывает он.
Как признается руководитель, подобная проблема характерна и для Петербурга. Причем, подделками известных брендов не брезгуют как небольшие магазины, так и сетевые гиганты. По его наблюдениям, в некоторых известных торговых сетях около 90% сумок относятся к контрафакту. «Хоть мы и работает на рынке около 26 лет, регулярно обновляем оборудование. Даже вкладывая миллионы в инновации, все равно не можем конкурировать с производителями фальсификата», — добавил Сергей Чистый.
Как сказала Светлана Молчанова, президент Союза производителей легкой промышленности, вопрос фальсикации к местным производителям не относятся, ведь на рынке каждый занят изготовлением собственных товаров. Контрафакт приходит в Петербург извне. Так, годовой оборот ввезенной в Россию нелегальной продукции класса люкс, уже на 15% превысил показатели легальной: 280 млрд рублей против 248 млрд рублей. Около 84 млрд рублей приходится на онлайн-торговлю, из которых 25 млрд — получены от реализации футболок, кроссовок, джинсов и сумок в социальных сетях. Подогревает рынок контрафактных товаров постоянное сокращение доходов населения.
«В свою очередь, на европейском и даже американском рынке ждут нашу продукцию, но за границей не знают какими свойствами обладают российские товары, что они из себя представляют. Мы должны сформировать о себе мнение, а можем это сделать только политически», — сделала вывод Светлана Молчанова.