Найти в Дзене
Схола

Голосуем на выборах… Зачем мы это делаем?

Разве сегодня политические выборы не устроены таким образом? Что бедные люди выбирают себе «управленца» из числа богатых, состоятельных граждан. Разве это не похоже на бокс, когда «бедняки смотрят, как миллионеры бьют друг друга на ринге»?

Привычка ходить на выборы освобождает нас от рефлексии. Если в бюллетенях нет графы «Против всех», то можно и здесь не думать. Выбирать все равно придется.

Но как различаются кандидаты между собой? Какое отношение кандидаты имеют к избирателям? Как происходит выбор своего кандидата в ситуации демократических выборах? В ситуации острого социально-экономического неравенства.

Такие вопросы обсуждает Джованни Сартори, известный политолог из США, в своей книге «Пересматривая теорию демократии» (изданной в 1987 году).

Демократия, как известно, бывает прямой (горизонтальной) и представительной (вертикальной). Мы живем в обществах представительной демократии, но все демократические теории начинаются с определений, данных еще Аристотелем. Таким образом, ценностными идеалами для нас выступают идеи, появившиеся в прямой демократии.

Что собой представляет «ценностная основа» горизонтальной, прямой демократии? Это представление о равенстве людей между собой. Например, мы голосуем на выборах за людей, которых считаем равными себе, и поэтому они имеют право быть избранными нами. А еще получается, что мы голосуем за этих людей, потому что они лучше нас. Это честное голосование, и мы признаем, что эти люди лучше, иначе они бы голосовали за нас. Мы признаем своим голосованием, что нашли людей, которые хорошо справятся (по крайней мере, лучше нас) с той работой, которую общество им поручает.

Политолог Джованни Сартори (1924 - 2017)
Политолог Джованни Сартори (1924 - 2017)

Но как представляют люди «равенство» в вертикальной демократии? Как мы голосуем сегодня?

С одной стороны, избиратели не считают, что они равны тем, за кого голосуют, потому что право быть избранным (быть кандидатом) рассматривается как результат социально-экономического преимущества кандидатов перед избирателями. И также люди не считают себя равными, потому что допускают, что политики – это те, кто знает что-то особенное, знает больше их. И эта асимметрия в информации тоже является результатом социально-экономического неравенства. Богатые образованы лучше нас, у них больше времени, чтобы разбираться в каких-то проблемах.

С другой стороны, избиратели не считают политиков, которыми становятся представители социально-экономической элиты, людьми, лучше приспособленными к политической деятельности. Люди не считают, что выбирают лучших из равных себе. Избиратели только стараются выбрать лучших из тех, кого им представляют в качестве кандидатов. Но выбирают не равных себе, а других.

Как можно сделать выбор между кандидатами в такой ситуации? Если все вместе они не похожи на своих избирателей? И способ здесь только один. Ориентироваться не на политические взгляды, а на поведение кандидатов в обычной жизни.

Политик Владимир Путин
Политик Владимир Путин

Избиратели выбирают себе политических представителей, солидаризируясь с ними, как носители одних и тех же ценностей, взглядов на мир. Именно поэтому избирателям важно знать все о своих кандидатах, включая их частную жизнь и правила повседневного поведения, а не только качества, необходимые для непосредственного руководства.

Таким образом, избиратели выбирают политика на основе разделяемых с ним ценностей, т.е. общих представлений о добродетелях. И предполагают, что в ситуации принятия решения такой человек поступит наилучшим образом из возможных. Но сами избиратели не уверены в том, что сами бы поступили в такой же ситуации наилучшим образом.

Итак, подчеркнем. Политиков выбирают за их личные качества, а не за политические убеждения. Предполагая при этом, что эти богатые и хорошо образованные люди имеют больше возможностей сделать правильный выбор. Политика – это умение поступать правильно в сложных ситуациях.

Политик Владимир Ленин (1870-1924)
Политик Владимир Ленин (1870-1924)

Но почему-то вспоминается фраза В. Ленина о временах, когда и «кухарка будет править государством». Особенно, когда известен контекст этого высказывания:

"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники".