В последнее время часто слышу, что советские мультфильмы устарели и не интересны современным детям, что мультфильмы студии Disney более красочные и веселые. Запомнилась фраза 4-летнего соседского мальчика: "Советские мультфильмы не смотрю, потому что они скучные". Сегодня предлагаю разобраться в этом вопросе.
При этом заранее хочу оговориться, что сравнивать буду по лучшим образцам, отдавая себе отчет, что и в советской, и в зарубежной мультипликации были явно неудачные, проходные картины.
1. Внешний вид главных героев
Есть мнение, что "идеальные" пропорции диснеевских принцесс могут сформировать комплекс неполноценности у маленьких девочек. Героини советских мультфильмов не соревновались между собой размером талии, длиной и густотой волос. Впрочем, были и исключения. Например, мама дяди Федора (Трилогия о Простоквашино) или принцесса Белянка ("Как грибы с горохом воевали") имеют далеко не среднестатистические пропорции. Но исключение все-таки не отменяет правило. Чаще в наших мультфильмах изображались обычные девочки и мальчики.
2. Поведение главных героев
В каждой культуре существуют свои нормы поведения. Мультфильмы служат одним из средств приобщения ребенка к этим нормам.
Герои диснеевских мультфильмов проявляют более экспрессивный, иногда эгоистичный характер. Советские мультфильмы были нацелены на формирование иных форм поведения: уважение к старшим, дружелюбное отношение к окружающим, бережное отношение к природе.
Вспомните, как часто в наших мультфильмах осуждается лень и прославляется труд и ответственность. В галерее представлены лишь некоторые примеры:
Интересно также, что в советских мультфильмах со злом часто борются не силой, а хитростью. То есть в наших мультфильмах нет культа агрессии. Благодаря такому подходу, отрицательные персонажи часто перевоспитываются к концу фильма.
3. Сюжет
Сюжеты советских мультфильмов более приближены к реалиям жизни. Нет, конечно, волшебные сказки в большом количестве присутствуют и в нашей мультипликации. Но картин, изображающих ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в повседневной жизни, значительно больше.
В мультфильмах студии Disney, как и в целом в американской культуре, присутствует культ супергероев. Даже у персонажей, которые на первый взгляд живут самой обычной жизнью, в какой-то момент проявляются сверхъестественные способности, которые и помогают им справится с трудностями.
4. Задачи, которые решают мультфильмы
Различия в сюжете, о которых писала чуть выше, во многом объясняются той функцией, которую выполняет в обществе мультипликация.
На мой взгляд, мультфильмы студии Disney более направлены на развлечение, хотя определенные воспитательные задачи они тоже решают. Советские же мультфильмы почти всегда создавались для того, чтобы привить детям нравственные, эстетические, трудовые ценности советского общества. Сейчас это можно назвать грубым словом - пропаганда. Но я не вижу ничего плохого в таких ценностях как - патриотизм, трудолюбие, товарищеский дух.
5. Разница в мировоззрении
Перечисление всех частных различий советской и американской мультипликации в конце концов приводит нас к пониманию главного мировоззренческого различия в наших кльтурах.
В советском обществе был культ коллективизма. Поэтому у нас во многих картинах осуждается эгоизм, отказ от участия в жизни ощества, себялюбие и самолюбование.
В американской культуре имеет место культ индивидуализма. Это проявляется в частности в том, что инетерсы отдельного человека признаются не менее важными, чем интересы всего общества.
А какие мультфильмы больше любят ваши дети? Напишите в комментариях, какой мультфильм вы смотрели последний раз самостоятельно или вместе с ребенком.
P.S. В заключении подчеркну, что я не являюсь ярым противником диснеевской анимации. Справедливости ради, стоит упомянуть, что первые мультфильмы Уолта Диснея дали мощный толчок к развитию советской мультипликации. Подробнее об этом я писала в статьях:
1. Советская анимация «под гипнозом» Диснея
2. Отход от стилистики Диснея: советская мультипликация на пути к своей самобытности