Вопрос о том, являются ли гены или окружающая среда, в значительной степени определяющим поведение человека, обсуждался веками. Во второй половине 20-го века было два лагеря ученых, каждый из которых полагал, что природа или воспитание, соответственно, играли ключевую роль.
Исследования показывают, что гены и окружающая среда на самом деле взаимосвязаны и могут усиливать друг друга.
Возьмём грамотность. Чтение и письмо имеют основополагающее значение для нашей способности процветать в современном мире, однако некоторым людям трудно учиться. Эта трудность может возникнуть по многим причинам, включая дислексию, расстройство нервного развития. Но оказывается, что ни гены, ни окружающая среда не несут полной ответственности за различия в способности к чтению.
Генетика и неврология чтения
Чтение - это культурное изобретение, а не умение или функция. Письменные алфавиты возникли в Средиземном море около 3000 лет назад, но грамотность стала широко распространенной только с 20-го века. Наше использование алфавита, основано на природе. Захват грамотности развил мозговую схему, чтобы связать видимый язык со слышимым языком - посредством буквенно-звукового отображения.
Сканирование мозга показывает, что область чтения проявляется практически в одном и том же месте мозга у всех. Он формируется, когда мы учимся читать, и укрепляет связи между языком и речью нашего мозга, а также областью, которая стала называться «визуальной областью формы слова». Дизайн для построения базовой схемы как-то закодирован в наших геномах. Человеческий геном кодирует набор правил развития, которые при воспроизведении приведут к появлению нейронов.
Однако в геноме всегда есть вариации, и это приводит к вариациям в развитии и функционировании этих цепей. Это означает, что есть индивидуальные различия в способностях. Вариация в способности к чтению в значительной степени наследуема для всего населения, а дислексия развития также в значительной степени генетического происхождения .
Это не значит, что существуют «гены для чтения». Существуют генетические изменения, которые влияют на то, как мозг развивается, и влияют на его функционирование. По неизвестным причинам некоторые такие варианты негативно влияют на схемы, необходимые для разговора и чтения.
Окружающая среда тоже имеет значение
Но гены не вся история. Давайте не будем забывать, что опыт и активное обучение необходимы для изменений в нейронных связях, которые позволяют читать.
Исследования показали, что чаще всего проблемы с грамотностью, подкреплены трудностями в фонологии - способностью сегментировать и манипулировать звуками речи. Оказывается, что люди с дислексией, как правило, изо всех сил пытаются научиться говорить в младенчестве. Эксперименты показали, что они медленнее, чем другие люди, называют объекты. Это также относится к письменным символам и хуже связывают их с речевыми звуками.
Трудности в обучении чтению и письму особенно заметны в языках со сложными грамматическими и орфографическими правилами, таких как английский.
Разница, обнаруживаемая в дислексическом мозге, везде одинакова, но, тем не менее, будет различаться в разных системах письма.
Усиление и циклы
Природа и воспитание традиционно противопоставляются друг другу. Но на самом деле, воздействие окружающей среды и опыта часто имеют тенденцию усиливать наши врожденные предрасположенности . Причина в том, что эти врожденные предрасположенности влияют на то, как мы субъективно воспринимаем различные события и реагируем на них.
Дети со способностями к чтению с большей вероятностью захотят читать . Это, конечно, ещё больше увеличит их навыки чтения, делая опыт более полезным. У детей с более низкой способностью к естественному чтению происходит обратное - они предпочитают читать меньше и со временем будут отставать от своих сверстников.
Интерактивные петли между природой и воспитанием простираются за пределы жизни отдельных людей, объединяя сообщества и поколения. Признание этой динамики даёт некоторую силу, чтобы разорвать эти петли обратной связи, как в нашей собственной жизни, так и в обществе и культуре.