Драма "Борис Годунов" была завершена в 1825 году. От своей работы Пушкин был в восторге, потому что она по структуре, стилю и тематике напоминала шекспировскую, но в тоже время она была пронизана духом русского прошлого.
В пьесе рассматривается проблема узурпации и гражданской войны, которая была актуальна как для современников Александра Сергеевича, так и для Шекспира.
В то самое время, когда он писал "Бориса Годунова", радикальные элементы русской аристократии готовили свои окончательные планы революционного восстания с целью заставить нового царя принять конституцию.
Рассматриваемые в "Годунове" исторические процессы напоминали описанные Шекспиром в пьесах хроники. Вступление Бориса на престол после убийства законного наследника предшествующего царствования стало прелюдией к серии узурпаций, известных как "Смутное время", которые ликвидировали разрыв между династиями Рюрика и Романовых; события, сопоставимые с убийствами, узурпациями и войнами домов Йорка и Ланкастера.
Пушкин принял постулат Карамзина о том, что Годунов, несомненно, был убийцей царевича Дмитрия, но он не позволял собственной личности проникнуть, замаскировавшись под дворянина или крепостного, для того чтобы показать мораль. Скорее, как и монастырский летописец Пимен, Пушкин представляет своих героев не в жалости и не в гневе, сочувствие поровну распределяется между убийцей и притворщиком:
Со спокойствием слышит о добре и зле, не ведая в себе ни гнева, ни жалости.
Это произведение больше похоже на шекспировские "Ричарда Второго" и "Генриха Четвертого", ибо в них Шекспир распределяет добрые и злые качества довольно равномерно между главными героями, и поскольку мы сочувствуем Гарри и Хотспуру, Ричарду и Болинброку, то Борису и Григорию тоже.
Драма не прослеживает прихода Бориса к власти, а показывает его еще на начальном этапе, на грани реализации его высоких амбиций. Как только он восторжествует, пьеса быстро движется вперед во времени, в момент, когда внешние обстоятельства вновь пробудят его нечистую совесть; ведь Борис, как Иоанн и Ричард Третий, взошел на трон после убийства ребёнка, и по этому на его душе бремя, и этот яд отравляет его душу.
Расчистив путь к престолу, он объявляет о своем решении отречься от мира и уходит в монастырь, где он закрывается со своей сестрой, монахиней, бездетной вдовой последнего царя, младшего сына которого Борис убил.
Московский народ во главе с патриархом и духовенством, несущим иконы, стекается в монастырь, чтобы Борис принял корону. Годунов притворяется нерешительным и робким, говоря, что боится взять на себя тяжелое бремя суверенитета.
Тем временем толпа стоит снаружи, готовая плакать или кричать по приказу, готовая, если слезы не придут естественным путем, вызывать их луком или подделывать слюной; по знаку бояр люди падают на колени. Наконец, Борис поддается молитвам Церкви и стенаниям народа, и в смиренной речи молится, чтобы доказать, что он достоин этой миссии, которую возлагает на себя.
Этот эпизод является хорошим примером использования Пушкиным шекспировского материала. Ситуация почти точно соответствует преданности Ричарда Третьего, которая начинается в тот же самый момент, когда лорд-мэр и Бекингем начинают умолять жителей Лондона плакать и кричать "Да здравствует король Ричард!"
В обоих произведениях есть нерешительность и смирение и внезапное решение оставить мир , за которым следует постепенное выполнение "воли народа". Однако, есть принципиально разное отношение двух царей к религиозным обрядам, но они оба используют их как маску для своих истинных намерений. В то время как Ричард бросает молитвенный узел через плечо, Борис, имеющий религиозный и даже суеверный характер, продолжает искать утешения в церкви для своего беспокойного духа.
Проходят годы, и к внутренним страданиям Бориса добавляется внешнее обвинение. Появление Притворщика воплощает в себе тайные страхи, , которые давно истощали Бориса изнутри. Его духовное здоровье было подорвано, и он не мог собрать достаточно моральной энергии и мужества, чтобы справиться с этой новой атакой. Он правил страной шесть лет, но власть не принесла ему удовлетворения, как и леди Макбет.
Его монолог "Я достиг наивысшей власти", это монолог человека на грани. Он еще не знает о семени, которое летописец Пимен посеял в голове Григория, но чувствует, что его жизненная сила вырвана изнутри. Он видит себя обвиняемым во всех несчастьях, называемым убийцей каждого умирающего человека, и его нечистая совесть не может бороться с этим.
Что же, на этом страсти смутного времени только начинаются, так что продолжение следует. Спасибо за внимание!