Начало статьи читайте здесь
В то время как Карраччи выступали за возврат к ренессансным идеалам ясности и непосредственного изучения природы (которые, по их мнению, были отвергнуты художниками-маньеристами), это произведение отличается от Ренессанса своей психологической вовлеченностью зрителя.
Хотя Иисус поворачивает голову, чтобы обратиться к Петру, он смело шагает вперед к зрителю, указывая на свою цель, которая скрыто лежит перед картиной.
Даже расположение креста выразительно: одна часть креста пронзает ясное голубое небо, в то время как другая его часть проецируется на зрителя.
Таким образом, Аннибале ставит «человечество» прямо на пути Иисуса и разрушает границу между картиной и пространством зрителя — вовлекая его с непосредственностью, характерной для искусства барокко.
«Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге» также изображает самый драматический и выразительный момент этой встречи.
Петр потрясен и пристыжен, и физическая сила Иисуса отражает его моральную силу, когда он уверенно шагает вперед. Жесты и язык телодвижений фигур поставлены максимально выразительно - также предвосхищая драматизм барочного искусства.
Художественное обновление, начатое Карраччи, совпало с духовным обновлением Католической Церкви, известным как Контрреформация.
Петр и папство
Это изображение Иисуса и Святого Петра напомнило бы современному зрителю более ранние беседы Иисуса с Петром, в частности, Евангелие от Матфея, в котором Иисус говорит Петру:
«Ты - Петр, и именно на этой скале я построю свою церковь; и врата ада не одолеют ее; и я дам тебе ключи Царства Небесного; и все, что ты свяжешь на Земле, будет связано на небе; и все, что ты освободишь на Земле, будет освобождено на небе».
С помощью метафоры о ключах было понятно, что Иисус даровал Петру должность Папы и власть руководить церковью.
Католическая Церковь считает Святого Петра первым епископом Рима и, как таковой, первым Папой Римским.
Картина Аннибале может быть истолкована как комментарий к авторитету папства и центральной роли Рима как «главенства» Католической Церкви.
Картина была заказана кардиналом Пьетро Альдобрандини, в то время, когда Церковь все еще была сильно инвестирована в утверждение доктрин, оспариваемых протестантами.
Акцентируя внимание на Иисусе, Петре и Риме, эта работа Аннибале усиливала мысль о том, что сам Иисус учредил папскую должность (идея, опровергнутая протестантами) и что Петр был готов умереть за веру.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!