23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов — знаменитый детский писатель, папа Незнайки.
Все творчество Носова — это обучение ребенка и взрослого (!) чему-то.
Сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний.
Главное — любви к ним и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением.
...
Взрослые часто не понимают детей, потому что видят мир не таким, каким его видят дети. В окружающих предметах взрослые видят их назначение, видят то, чем эти предметы полезны для них. Дети же видят лицо вещей. Они не знают, откуда эти вещи явились, кто их сделал и сделал ли кто. Дети знают, что вещи существуют, что вещи живут, и относятся к вещам, как к живым существам.
Ох уж эти взрослые, или на какие вопросы не может быть ответов?
Взрослые любят задавать детям разные вопросы: «А кого ты больше любишь?», «Кто тебе больше нравится?»... Николай Носов рассказывает, почему подобные вопросы нельзя задавать.
Встречаются люди, которые любят донимать детишек вопросами вроде: «Скажи, ты кого больше любишь, маму или папу?»
Они не понимают, что ребенку подчас трудно разобраться в своих чувствах, что ему к тому же не хочется обидеть мать или отца признанием, что он кого-то из них любит меньше. И невдомек этим людям, что любовь не какое-то однозначное, измеряемое лишь количественно чувство, где все решается вопросом: больше — меньше, сильнее — слабее. Они не думают, что по-разному чувство любви проявляется к матери или отцу, к брату или сестре, к близкому родственнику или просто знакомому человеку, что многое здесь зависит не только от человека, которого любят, но и от человека, который любит, от сложившихся взаимоотношений, обстоятельств и прочее.
Почему дети плачут чаще взрослых?
Пусть говорят психологи и физиологи, что дети и старики часто плачут оттого просто, что очень слезливы, оттого, дескать, что слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь.
Как научиться складывать из букв слова?
Носов научился читать в пять лет, самостоятельно, учили его брата, а он просто находился рядом и запоминал. Выучив буквы, он стал сам рассуждать, как же их читать, то есть как из них складывать слова. Например, в слове «новости» (брат как раз не мог прочесть это слово) были такие буквы эн, о, вэ, о, эс, тэ, и. Получалось странное слово: «эновэоэстэи». Вот какую тайну, должен был разгадать Носов! И ведь разгадал! Причем сам!
Вечером я взял газету, развернул ее на том месте, где было напечатано крупными буквами «Новости», положил перед собой и крепко задумался. Я думал над тем, как из букв получается слово «Новости». В том, что должно получиться именно это слово, сомнения не было. Но вот вопрос: как?
...
Я твердил про себя подряд все буквы: «Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и» — и ломал голову, как же из них получается слово «Новости». ... Я попробовал отбросить это начальное «э», и вместо «Эновэоэстэи» у меня
стало получаться «Новэоэстэи».
...
Я попробовал держать рот поровней и поуже, так, чтобы при чтении звук «э» не выговаривался, и, когда я прочитал слово таким способом, у меня получилось не что иное, как «Новости». Я почувствовал, что нахожусь на верном пути. «Э» явно здесь было лишнее. И у меня мелькнула мысль, что буквы, должно быть, имеют свои имена или названия. При чтении названия не произносятся полностью, а произносятся лишь частички этих названий. Например: «эн» — это название буквы, а при чтении «э» отбрасывается, а выговаривается только «н». У буквы «тэ» опять же отбрасывается «э», а произносится «т».
Носов вспоминает, что его охватило странное чувство. Подобное тому, что испытывает ученый на пороге великого открытия. И он стал ставить эксперименты — то есть читать везде: в книжках,
газетах, на коробках с чаем, кофе или конфетами, на вывесках магазинов... И полюбил книги на всю жизнь. А сколько читателей приобщил к ним — не сосчитать!
Малоизвестные факты о Носове
Носов с детских лет много работал. Он был и косарем, и возчиком брёвен, и газетным торговцем. Но в то время практически каждый ребенок мог работать, чтобы прокормить семью.
По образованию Николай Носов кинематографист. Он снимал учебные, а потом и учебно-документальные фильмы. И даже когда начал писать для детей, то все равно ходил на службу. Оставил свою работу лишь после получения Сталинской премии за повесть «Витя Малеев в школе и дома».
Первый рассказ Носова «Затейники» напечатали в «Мурзилке» в 1938 году. Девочка Валя — это племянница писателя. Героем первых рассказов является также и его сын Петя.
В феврале 1953 года в журнале «Барвинок» вышли «Приключения Незнайки и его товарищей». Работая над «Незнайкой на Луне», Носов изучал Циолковского, читал теорию межпланетных путешествий.
Вообще Носов был многогранной личностью. Например, в интернете можно посмотреть детские фильмы «Фантазёры» (1965) и «Дружок» (1958), к которым он написал сценарий и даже присутствовал на съемках.
Писать о Носове можно бесконечно. Но лучше перечитать его книги. Сколько нового в них можно найти. Поверьте на слово, а лучше проверьте ;)