Лихославль - скромный пристанционный городок, выросший в советское время из полустанка Осташково на главном ходу Октябрьской железной дороги. Город совсем небольшой - здесь живет 11,5 тысяч человек. Исторической архитектуры тут откровенно мало, город застраивался типовыми домами преимущественно после войны. За всей экзотикой нужно ехать в окрестные деревни - в Толмачи, в Микшино, туда, где ещё изредка слышен экзотичный карельский говор. Сейчас же давайте обратимся к более локальным достопримечательностям самого Лихославля.
Какое в вашем городе самое красивое здание? Возможно, местный университет? Или городская администрация отхватила себе самый лакомый кусок? Если ваш город основали в период сталинской индустриализации, возможно, самое красивое здание у вас - это помпезный Дом Культуры с колоннами? Или Драматический Театр?
Возможно, в Лихославле самым красивым зданием могло бы быть старое здание вокзала, если бы оно не сгорело в войну. Однако нынешнее главное украшение города тоже неразрывно связано с железной дорогой. Это - пристанционная товарная конторка 1895-го года постройки, стоящая буквально в паре домов от вокзала.
Этот стиль хорошо знаком завсегдатаям небольших железнодорожных станций Тверской, Ленинградской, Псковской, Новгородской и прочих областей северо-запада Центральной России. Ближе всего к правде будет определить его как "Деревянный промышленный модерн". В таком стиле часто исполнялись небольшие вокзалы в малых городах и посёлках. Другое дело, что таких вокзалов остается всё меньше с каждым годом. Многие горят (привет Калязину и Весьегонску), где-то орудуют рукожопые реставраторы (привет Савёлову). Этой же конторке повезло много больше. Недавно её неплохо отреставрировали снаружи. Что характерно, реставрацией занимались явно не РЖДшники, потому как здание не просто замазали серой краской, проведя по периметру красную черту. Очень классная, антуражная цветовая гамма. Вообще здание дошло до наших дней в удивительно хорошем состоянии. Единственное что, в веках потерялся шпиль над центральным козырьком. Вот он, на почтовой карточке 1915-го года.
Когда мы подошли к крыльцу, дверь открылась изнутри. На пороге стояла милая тётя лет 50-ти — 60-ти в медицинском халате и, не здороваясь, громко спросила:
— Нравится?!
Что мы могли ей ответить! Нравится — не то слово! И нас пригласили внутрь.
Пристанцонной конторы в этом здании нет уже годов с 1930-х. От дореволюционного назначения остался только медпункт. Точнее, не медпункт, а поликлинника. Точнее, не поликлинника, а пункт ПМО — предрейсового медицинского освидетельствования. Здесь машинисты поездов проходят проверку на алкоголь, наркотики, регулярное листание РИА новостей и прочие вещи, пагубно влияющие на восприятие действительности. Здесь же их вакцинируют от гриппа и прочих болячек, проводят плановые осмотры. Наш экскурсовод рассказала, как за пару-тройку дней до нашего визита через неё прошло три десятка человек, которых срочно нужно было вакцинировать за одно утро.
Для проходящих медосмотры даже отведена отдельня комната ожидания. Она серьёзно предназначена именно для этого.
В конторе было печное отопление. Печку, к которой есть доступ через санузел и через подсобку за стенкой, ещё недавно топили уже не нужными архивными документами. Сама печь уже 50-х годов, неоргиниальная, исторической ценности из себя не представляет.
А вот здесь единственная работница ПМО коротает длинный и скучный рабочий день. Мы, похоже, были для неё главным событием начинающегося дня. Простой постсоветский уют. Особенно, конечно, умиляет чайник с раскраской мухомора:
Напоследок советую заценить люстры, висящие по всему зданию. Их также не меняли с советского времени.
Ну и напоследок ещё пару кадров конторы снаружи:
В общем, Лихославль встречал крайне дружелюбно, даже нехарактерно дружелюбно для Тверской области. Выйдя на улицу, мы продолжили свой путь дальше, вдоль Октябрьской железной дороги. Впереди нас ждали Карельский краеведческий музей, православные церкви разной степени заброшенности и болезненно переосмысляющие себя в XXI веке карельские деревушки. Впрочем, об этом я обязательно поведаю позднее. Оставайтесь с нами!