Петь ли грустные песни, песни о любви и родном доме, в интернатах для одиноких пожилых людей? Волонтёры дискутируют, а бабушки и дедушки просят: пойте!
Рассказывает координатор фонда «Старость в радость» в Псковской области Виолетта Образцова: «Я не могу себе представить, что чувствует слепая бабушка, которая не может уже вставать с кровати, когда мы подходим к ней, и я спрашиваю, какую песню ей хотелось бы услышать.
Тихим голосом она просит сыграть «Скобаря».
Мы переглядываемся: ведь это не песня — это Псковская плясовая. И баянист Валерий Дмитриевич начинает играть, а Наташа — артистка — плясать...
Я не плачу в домах-интернатах. Права у меня нет такого... А тут — плохо ли, хорошо ли... Спасло меня, что бабушка совсем не видит... Наташа пляшет, Валерий Дмитриевич играет, а я реву... Держу бабушку за руку и беззвучно реву....
Почему плачу? Потому что, как только зазвучала мелодия, бабушка начала плакать. Спрашиваю: «Вы расстроились? Перестать?» А она держит меня за руку и тихим-тихим голосом: «Пожалуйста, пусть играют!!! Молодость моя здесь!!!»
И лицо озаряется таким светом, которого никогда и нигде больше не увидишь!
И она благодарит! Благодарит так, что сжимается сердце!
— Вы подарили мне счастье!!! Снова молодость! Снова как будто бы рядом друзья и подруги! Удаль, веселье и погожие летние деньки!
И она светится от счастья! Улыбается! И снова сжимает мою руку...
— Я буду вас ждать!
Есть и мнения, что грустные песни петь не стоит, и мнения, что невыплаканная грусть тяжелее, чем выраженная в песне.
Мысли волонтера Прасковьи, дважды побывавшей в Палатах сестринского ухода Павловского Посада Московской области:
«Мужчинам точно надо петь шансон, пусть не «мурку», какой-то нейтральный, не про любовь, не про молодость и тп.
Я в процессе «Земли в иллюминаторе» понимала, что это не то.
Им не весело от этих песен, причес и женщинам тоже.
Пусть это будут частушки, пусть стихи по листочку, но нужно что-то совсем нейтральное.
Всё, что касается любви, Отчизны и т.п. — очень их ранит.
Чего бы хотели вы на склоне лет? Возможности испытывать яркие эмоции, в том числе грусть и сожаление о прошлом, или чтобы вас «берегли» от слез, от сильных чувств?