Высокотехнологичный и лучший на период Великой отечественной войны немецкий танк «VI Ausf. H1», «Тигр», как и все совершенные механизмы, и искусственные алгоритмы, встают в ступор и начинают давать сбои, сталкиваясь с хаосом, бардаком и тупостью допущенных к эксплуатации людей всех без разницы противоборствующих сторон и во все времена.
14.01.1944 года началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда. Вообще два с лишним года постоянных попыток деблокирования северной столицы говорит о многом. Немцы под Ленинградом стояли КРЕПКО! Но все рано или поздно заканчивается. Немецкая оборона рухнула. Началось паническое отступление. Наши подвижные танковые группы, с десантом вошедшие в прорыв, обходя узлы сопротивления, громили и мяли тылы противника. 19.01.1944 замкнулось кольцо вокруг немецких частей державших кольцо от Финского залива до Пулковских высот. Оно было не плотным и отступающие просачивались по второстепенным дорогам минуя главные. Очередь сдаваться в плен немцы явно не выстраивали. Двигаться можно было только по дорогам, поля и леса завалены снегом по пояс.
Надо отдать должное немецкой мобильности и оперативности уже 20.01.1944 в Гатчине разгрузилась первая рота 502 отдельного тяжелого танкового батальона, перебрасываемого из-под Невеля, около 10 «Тигров». Прибудет весь батальон около 30 машин.
На основных магистралях партизан к организации воинских перевозок не допускали и в 1944 году по крайней мере в начале.
Отдельные батальоны, вооруженные «VI Ausf. H1» «Тигр» использовались, в том числе и как пожарные команды. И в большинстве случаев даже беря поправку на приукрашивание данных с обеих сторон, наводили настоящий «немецкий порядок» то есть более-менее стабилизировали ситуацию. А стабилизировать к 1944 году было чего, фронт трещал по швам.
Сразу после выгрузки 1 взвод в составе четырех «Тигров» командир батальона майор Йоде направил отбивать узел пересечения дорог под деревней Скворицы в 11 км от Гатчины. Недавно оставленные пехотинцами 9 авиаполевой дивизии немцев позиции перед деревней были отбиты.
Но через короткий промежуток времени подразделения первой Краснознаменной Ленинградской бригады Красной Армии с десятью «Т-34» в том числе и артиллерия вошли в Скворицы, обходя немецкие позиции.
Уяснив, что они попали в окружение командир взвода «Тигров» лейтенант Майер, принял решение прорываться через деревню, но они пошли не по основной дороге, проходящей недалеко от окраины, а через саму деревню выбрав наиболее узкое место, где по ходу движения был мост через реку Ижора. По ходу прорыва было подбито несколько танков Т-34, орудий и машин. Два «Тигра» успели проскочить мост, за ними он был взорван советскими саперами. Два оставшихся, из них один поврежденный, атаковали со всех сторон пришедшие в себя после неожиданного удара целые Т-34 и артиллеристы и оба вместе с экипажами были уничтожены. В разгар боя в Скворицы вошла подвижная танковая группа 220 танковой бригады под командованием лейтенанта Мнацаканова.
Свернув в деревню, но с другой стороны группа столкнулась с успевшими проскочить мост «Тиграми». Головной Т-34 был сразу же подбит, танк командира группы обошел за дымом подбитую машину и столкнулся лоб в лоб с одним из «Тигров» проскочивших мост.
Машины уперлись друг в друга стрелять нельзя началась борьба, как ни странно - 31 тонный представитель Нижне-Тагильского завода с дизельным двигателем «В-2-34» – 400л.с. одержал верх над 57 тонным представителем из города Миттельфилде с двигателем «Майбах» HL 230- 700л.с. «Тигр» просто сам себя посадил на брюхо чуть съехав с дороги в существующую канаву. Танковый десант и экипаж под руководством Мнацаканова А.С. захватил исправный танк с экипажем и как дополнительный приз двух штабных офицеров разгромленной 9 авиаполевой дивизии люфтваффе с документами штаба находившихся в танке. Второй «Тигр» пошел по целине вырвался на дорогу, проходящую рядом с деревней, и вернулся в батальон в Гатчине. После осмотра захваченной машины Мнацаканов принял решение использовать исправный «Тигр» дойти на нем до следующего пересечения дорог ведущих к Гатчине от Ленинграда вклиниться под видом своего во вражескую колонну, о которой доложил командир посланного в разведку легкого танка, и в узком месте устроить пробку затормозив выход немцев из окружения. Собрав самых опытных танкистов, сформировал экипаж. Горючего было мало, но достаточно. Имелось порядка 20 снарядов и большое количество патронов к пулеметам. Тут же была дана команда по очистке и укреплению развороченной гусеницей танка канавы. Накинуты буксирные тросы и два «Т-34» оставшихся в группе вытащили машину на свободу.
Все были удивлены, с какой легкостью управляется эта стальная громадина, чтобы повернуть вправо или влево достаточно крутануть штурвал управления в выбранную сторону.
Перед механиком три педали тормоз, газ, сцепление. Для простого движения хватит опыта управления автомашиной. По сторонам кресла механика были привычные нам рычаги, как поняли они использовались, как дублирующие. Само кресло, в том числе спинка передвигалось и устанавливалось в удобное положение. Штурвал управления регулировался по высоте специальным вентилем в крайнем верхнем положении можно было управлять машиной стоя, высовываясь в открытый люк водителя.
Скорости и направление хода переключались отдельно и очень удобно двумя рычажками на уровне правой руки водителя. Башня поворачивалась вручную с помощью маховиков. Долго искали спуск орудия наконец нашли он обнаружился на устройстве вертикального наведения. Потренировавшись мы со всеми предосторожностями двинулись в сторону поселка Пудость и вклинились в непрерывную колонну немецкой техники отступающей в сторону Гатчины. По дороге на поворотах в темноте давя и спихивая в кюветы повозки и машины. Наконец добравшись до узкого дефиле и взобравшись на горку сминая по ходу движения тягачи с пушками, мы развернули танк и открыли огонь из орудия и пулеметов. Колонна встала было видно, как из горящих машин выпрыгивают люди. Когда снаряды кончились мы развернулись и целиной полями поехали в противоположном направлении к остаткам нашей подвижной группы, удерживающей пересечение дорог в районе деревни Скворицы.
Нам повезло удачно осуществить почти что неосуществимое, а главное все были живы!
КАЖДЫЙ СТАРАЛСЯ ВЫЖИТЬ КАК МОГ!
НЕ У ВСЕХ ПОЛУЧАЛОСЬ!
Из воспоминаний командира танковой роты лейтенанта Мнацаканова А.С. Ленинградский фронт. За основу статьи взята книга Мнацаканова А.С. "Записки военного дипломата"