ПЕКАРЬ
Эта игра по сложности правил, азарту и интриге осталась в моей памяти на особом месте. Итак - Пекарь!
Что нужно для игры?
Жестяная банка и прямая палка каждому участнику. В Википедии пишут о двух и даже трех банках, но, на мой взгляд, такое количество банок может перерасти в настоящую баталию. Мы играли одной. Подходила любая банка из-под вертикально ориентированных консервов типа зеленого горошка.
Прямая палка была, как правило, деревянной и величиной примерно от земли до груди участника. Особым шиком, в наши небогатые советские времена, было заиметь металлический прут потому, что с его весом и прямизной было гораздо легче при броске сбить банку. Но, с другой стороны, железная палка была более травматична при защите пекарем самой банки и теперь, будучи взрослым, я бы такие палки запретил.
Место проведения игры.
В пекаря играли на просторной земляной площадке. Про размер площадки никто не думал (в той же Википедии говорят о размере баскетбольной площадки) и в этом отношении, наверное, все зависит от количества игроков. Можно играть и на асфальте, но здесь отскок палки при ударе о поверхность асфальта может иметь непредсказуемое значение.
Игроки ставятся с одной стороны площадки - банка с другой (иногда даже на возвышение из кирпича). Возле игроков (между ними и банкой) последовательно чертится несколько линий (примерно через метр) и подписываются в такой последовательности:
рядовой
сержант
лейтенант
капитан
полковник
генерал
маршал
В разных источниках пишется, что званий могло быть больше (включая принц и король). Но у нас самым главным был маршал. Все эти сектора - зона званий. Последняя зона (самая большая) - зона пекаря.
Начало игры.
Все игроки становятся в секторе рядового, ставят один конец палки на носок ноги и, что есть силы, толкают в сторону зоны пекаря. Тот, чья палка улетела дальше всех, получает право первого броска. Тот, кто бросил ближе всех, становится пекарем. Остальные бросают в порядке очередности результатов. Замеряют расстояние по дальнему от зоны званий концу палки.
Игра.
Пекарь ставит банку в дальней стороне зоны пекаря в очерченный круг и становится неподалеку. Мы ставили банку еще и на подложенный плашмя кирпич. Остальные игроки начинают по очереди бросать свои палки с зоны рядового, стараясь сбить банку. Тот кто сбивает - получает следующее звание и право бросать (в следующий раз) с более близкого расстояния.
После того как банка сбита начинается самое интересное. Те, кто к этому моменту уже бросил, бегут в зону пекаря и стараются забрать свою палку, избегая касания с палкой пекаря. Пекарь же, в свою очередь, старается коснуться своей палкой одного из игроков + сбить банку. После этого пекарем становится тот кого коснулся пекарь.
На словах это звучит сухо, но на деле разворачивались настоящие сражения за банку. Пекарь отчаянно защищал банку, стараясь кого-нибудь коснуться - остальные бились, приходили на помощь, отвлекали на себя. Всё как на войне :-).
По нашим правилам, те кто не успел сделать бросок, оставались в зоне званий, но могли прийти на помощь в зону пекаря, прыгая на одной ноге.
Представьте картину. Игроки окружили пекаря, маневрируют, стараясь подобраться к своим палкам. Он же, как древний воин, энергично размахивает палкой, совершает выпады то в одну то в другую сторону. И тут приходит на помощь кавалерия - прыгающая на одной ноге с палками. Начинается фехтование. Пекарь бросается на одного "кавалериста", салит и не успевает вернуться к банке. Это уже другой участник в отчаянном броске в пыль, в падении, хватает свою палку и на лету сбивает банку. И все спешат вернуться за черту, пока банка снова не установлена в круг. Потому что пекарь может успеть засалить того кто замешкался. И при этом, те кто уже подобрал свои палки, как профессиональные военные прикрывают отход товарищей, стараясь помешать пекарю вернуть банку на место.
Если пекарь всё-таки сумеет кого-то осалить, то он начинает со звания рядового и бросает последним. И вообще, вновь ставший пекарем теряет все заработанные звания.
Завершение игры.
Игра заканчивается когда игрок в звании Маршала броском со своей линии сбивает банку. Игрок, получивший звание Маршала, обладает иммунитетом - его можно осалить только тогда когда он прикоснется к своей палке. В различных вариантах правил этот иммунитет распространяется на него в следующей игре. У нас же он появлялся даже в текущей после получения звания Маршала.
Нарушения правил игры.
Среди нарушения правил, за которые игрок мог стать пекарем, запомнились только:
- Палка, после броска, упала на другую, образовав крест.
- Игрок вернулся в зону званий из зоны пекаря без своей палки.
- Не дождавшись окончания всех бросков игрок вошел в зону пекаря.
- Бросок не в свою очередь.
- Игрок выбил банку за пределы площадки.