Найти тему
Кот ученый

Ракета для воздушного старта.

В последнее время наметился тренд на запуск микроспутников. Они имеют совсем не космические размеры, их проектируют и изготовляют даже студенты. Соответственно и ракеты для них конструируют меньших габаритов. Был даже опыт запуска такой ракеты с самолета "Stargazer", это модификация самолета N140SC (на этом самолете происходили действия в фильме "Крепкий орешек-2"), для запуска ракеты "Pegasus".

Запуск Pegasus-XL со Stargazer'а со спутником ST-5 на борту. Автор: NASA (John F. Kennedy Space Center) - http://mediaarchive.ksc.nasa.gov/detail.cfm?mediaid=37921
Запуск Pegasus-XL со Stargazer'а со спутником ST-5 на борту. Автор: NASA (John F. Kennedy Space Center) - http://mediaarchive.ksc.nasa.gov/detail.cfm?mediaid=37921

Было совершено более 40 запусков, из них только 3 оказались неудачными. Выведено на орбиту грузов, в зависимости от модификации ракеты: 18 500 кг (Pegasus), 23 130 кг (Pegasus XL).

Свой вклад в воздушный старт пыталась сделать и Швейцария с ее проектом "SOAR" (Sub Orbital Aircraft Reusable или Суборбитальный корабль многоразового использования) по запуску мини-шатла с самолета Airbus A300:

Проект "SOAR".
Проект "SOAR".

Но из-за проблем с финансированием проект закрыли, хотя судя по публикациям сдаваться они не собираются, потому, что по их расчетам он должен быстро окупиться.

Космический челнок «SOAR» в полете.
Космический челнок «SOAR» в полете.

Американские военные тоже участвовали в проекте "воздушный старт" под названием ALASA (Airborne Launch Assist Space Access).

Испытание системы ALASA .
Испытание системы ALASA .

Схема предполагала подъем ракеты истребителем F-15 на высоту 12 км. после чего должны были включиться маршевые двигатели ракеты. Она должна была доставить на орбиту 450 кг. груза или 24 микроспутника. Отличием этой системы от других было использование специального топлива - закиси азота и ацетилена, предполагалось что это позволит увеличить полезную нагрузку ракеты. Однако топливо повело себе не так как ожидали, в результате ракета взорвалась и работы над проектом было решено прекратить.

SpaceShipOne - еще один проект воздушного старта, на который возлагались большие надежды. В 2003-2004 годах совершил 17 полетов из которых три суборбитальных до высоты 100 км.

SpaceShipOne в полете.
SpaceShipOne в полете.

Планировалось что за 5 лет благодаря этому проекту в космосе побывает 3000 туристов. Но, видимо сглазили и поэтому больше ни одного туриста на нем не летало.

SpaceShipTwo - проектировался на замену SpaceShipOne:

SpaceShipTwo.
SpaceShipTwo.

Разрабатывается уже более 10 лет, в 2014 году достиг высоты 23 км.

Но самый интересный проект конечно - это советский "МАКС - Надежда".

МАКС - Надежда.
МАКС - Надежда.

Многоцелевая авиационно-космическая система МАКС на основе самолета "Мрия" - Ан - 225. Разрабатывалась с 1980 года под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского в НПО "Молния". Под него даже планировалось создать специальный самолет Ан - 325. При разработке использовались наработки по системам "Спираль" и "Бор".

Взлет с самолета Ан - 225 "Мрия".
Взлет с самолета Ан - 225 "Мрия".
Вторая ступень - суборбитальный самолет, и внешний топливный бак.
Вторая ступень - суборбитальный самолет, и внешний топливный бак.

По рассчетам специалистов это проект окупился бы через полтора года и давал бы прибыль в 8,5 раз. Стоимость вывода груза на орбиту составляла бы в то время всего 1000 долларов за килограмм. Это на много ниже чем при обычном запуске. Для испытаний был уже изготовлен макет орбитального корабля:

Макет орбитального корабля.
Макет орбитального корабля.

Это был самый просчитанный, самый проработанный проект, и он был бы реализован, если бы не развал СССР.

Выход на орбиту.
Выход на орбиту.
Вывод спутника на орбиту.
Вывод спутника на орбиту.

По последним сообщениям, Роскосмос получил патент на двигатель самолета который предполагается использоваться для воздушного старта ракет. Комбинированный двигатель работает как воздушно - реактивный и как жидкостный ракетный двигатель. Может кратковременно совершать гиперзвуковой полет со скоростью 6 махов. В описании изобретения говорится:

"может быть использовано для создания авиационно-космической системы горизонтального старта или же для создания самолета, который будет иметь возможность осуществлять кратковременный полет с гиперзвуковой скоростью".

Может быть не все так плохо в нашей космонавтике? А вы как думаете?

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайки и чтобы не пропустить что-то важное, подписывайтесь на мой канал, здесь всегда интересно.