Найти тему
КиноНытик

В вихре революции: как и зачем советская власть снимала агитфильмы

Выступление Владимира Ленина на Всеобуче, попавшее на пленку документалиста
Выступление Владимира Ленина на Всеобуче, попавшее на пленку документалиста

Советская власть утверждалась в стране и умах граждан не только с помощью оружия и реформ, но и с помощью кинематографа, которое стало формой агитации за идеи социализма с одной стороны, и памятником самой себе (власти Советов) – с другой.

Важном использования киноискусства определил еще Владимир Ленин. Поэтому в 1920 году несколько комсомольцев установили в одном из скверов в центре Москвы тяжелый стационарный аппарат и показывала военную хронику всем желающим. У аппарата даже не было экрана – короткометражки демонстрировали прямо на стене ближайшего дома.

В это же время появились так называемые «агитфильмы» - это короткометражки, фильмы-плакаты на злободневные темы. С 1918 по 1920 год на экраны вышло около 80 таких картин. Большое содержание, переданное через конкретное событие с эмоциями позволяли доступно объяснить широким массам важные нужные идеи с правильной для власти подачей.

Кадр из фильма "В вихре революции"
Кадр из фильма "В вихре революции"

В таких фильмах-агитках часто не было сюжета, вместо них – политические тезисы, а позже – лозунги. Чаще всего такие документальные короткометражки были примитивны по своему содержанию. Но при этом, очень популярны. По двум причинам:

1. Из-за тем на злобу дня.

2. Идеи были доступны самым широким массам, которые были частью безграмотны. Поэтому был большой отклик. Идеи революции многие воспринимали как свои.

Вот что писал первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский: «Великая тенденция широкой социалистической идеи способна только поднимать произведение искусства».

Много фильмов-агиток посвящали Красной армии. К ее первой годовщине в 1919 году было снято 24 фильма. В короткометражках новая власть через призму популярного искусства отвечала на три главных вопроса: 1) За что ведет борьбу Красная армия. 2) Против кого КА ведет борьбу 3) Как простой человек и общество в целом может помочь КА.

В центре - В.Пудовкин в роли Андрея Краснова. Кадр из фильма "Серп и молот"
В центре - В.Пудовкин в роли Андрея Краснова. Кадр из фильма "Серп и молот"

Названия вполне соответствовали содержанию: «В Красную Армию», «Все под ружье», «Красный командир» и так далее.

Еще одна популярная тема: классовая борьба. Ей посвящены такие картины, как «Спекулянт», «Засевайте поля», « Домовой агитатор», «Серп и молот» и многие другие.

Интересный факт: многие агитфильмы содержали сатиру, временами довольно едкую и точную в отношении классовых врагов коммунистов. Так, в картине «Советское лекарство» показаны два приболевших толстых буржуя, которых новая власть лечит от ожирения, отправив на принудительные работы.

Кадр из фильма "На красном фронте"
Кадр из фильма "На красном фронте"

Главная проблема короткометражек вековой давности – качество. Дело в том, что люди, понимающие суть происходящих тогда в стране событий не имели достаточного литературного опыта для написания хорошего сценария, а опытным литераторам не были близки происходящие революционные события.

В фильмах рабочие и крестьяне боролись за власть впервые за тысячелетнюю историю могла оказаться в руках простого народа. Боролись против помещиков и капиталистов. Здесь не было народных героев. Главное – идея. Реальных фактов о революции этот жанр не отражал, только схемы.

Несмотря на качество – в те годы кинематографистам за счет количества агиток удалось создать образ рабочих и крестьян, которые ведут борьбу за настоящую работу. Сегодня эти фильмы – полноценные исторические документы начала новой эпохи власти Советов.