В стартапе необходимо иметь четко сформулированный план действий, чтобы не ошибиться, пытаясь сделать все и сразу. В рамках осеннего бизнес-ускорителя Роман Смирнов, руководитель отдела разработок АО «Тион Умный Микроклимат», рассказал участникам А:СТАРТ, как составлять дорожную карту – перечень пунктов, которые должен пройти каждый технологический проект для успешного запуска на рынке.
План вашего запуска должен состоять из нескольких пунктов, которые включают в себя: разработку идеи, поиск стейкхолдеров, определение исходных требований и формулирование технического задания, макетирование и прототипирование, производства, серийный запуск и сопровождение. Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее:
1.Обрисуйте идею. Попробуйте описать придуманный вами продукт при помощи пользовательских историй. Так, вы сформируете представление о том, как люди будут взаимодействовать с ним. После этого начинайте выявлять другие категории людей, которые будут взаимодействовать с продуктом. Эти люди – стейкхолдеры. Кто войдет в эту группу? Главный – это ваш пользователь, который будет этот продукт приобретать, затем вы – человек, который разрабатывает и вкладывает деньги в продукт. Кроме того, стейкхолдерами могут являться поставщики услуг, например, сервисы продаж ремонта и т. п.
Когда вы выявили стейкхолдеров, начинайте детализировать: как и какие требования они предъявляют к вашему продукту.
2. Определите исходные требования и составьте техническое задание. Составлением технического задания должна заниматься группа разработки под вашим контролем. В техническое задание должно входить: описание продукта, который вы планируете изготовить, методология сбора информации о процессе и результатах разработки. Это означает, что для вас разрабатывается не просто прототип, а комплект документации. Разработка заканчивается не прототипированием, а предоставлением вам комплекта конструкторской документации. Содержание этого комплекта обязательно должно быть прописано в техническом задании.
Важно! Не забывайте о том, что на этом этапе в состав технического задания должны войти законодательные технические требования той страны, в которой вы планируете запускать свое устройство.
3. Приступайте к процессу разработки. После составления исходных требований и технического задания, вы можете преступить к процессу разработки. По опыту эксперта, период с момента формирования технического задания и до момента выпуска первой партии устройства может занимать от 6 месяцев до 2 лет.
Не стоит пытаться собрать сразу устройство, образ которого у вас сформировался в голове. Процесс разработки всегда начинается с макетирования. Разделите устройство на функциональные и конструктивные блоки и двигайтесь по частям. Здесь вам понадобится технический специалист.
С этого этапа вы должны выйти с осознанием реализуемости вашего изделия и пониманием, будет ли ваш продукт работать. Если вы нашли ошибку, то лучше вернуться на этап технического задания и внести изменения, иначе в дальнейшем вы рискуете потерять деньги и время.
4. Соберите прототип. Прототип – образец изделия, максимально похожего на то, что будет изготовлено при помощи технологий серийного производства.
На этом этапе важно учитывать все мельчайшие детали. От результатов испытания вашего прототипа зависит дальнейший успех продукта. Прототип должен быть максимально полно испытан в соответствии с требованиями вашего технического задания и технических регламентов.
Цель этого этапа – ваша уверенность в том, что устройство соответствует всем требованиям технического задания, что оно может быть сертифицировано, и производство готово взять его в освоение. Это важно, так как следующий этап предсерийного производства потребуют большого капиталовложения, поэтому тщательно анализируйте полученные результаты.
5. Этап освоения производства. Здесь происходит оснащение производства, для которого потребуется большое капиталовложение в оборудование.
Перед тем, как заключать контракт с заводом или фабрикой, вам необходимо съездить туда и посмотреть, как работает организация. Например, не является ли это мертвым производством, проверить чистоту цеха, попросить показать производства других компаний. Начать следует с того, что вы передаете комплект исходной документации на конструкторское изделие и контролируете оснащение и процесс производства, а также качество технологической документации, т. е. на выходе у вас должны появиться технологические карты от производителя.
Вы обязательно должны выпустить опытную партию и установочную серию. Опытная партия насчитывает от 10 до 50 образцов. Далее на них проводятся испытания, и на основе результатов вы принимаете решения о выпуске установочной серии. На этапе производства установочной серии вы должны полностью отработать производственный процесс. Изделия из установочной серии могут пойти в продажу. Продукт из установочной серии должен на 95% являться тем, что вы хотели выпускать.
6. Последний этап на дороге вашего проекта – серийный запуск продукта и его сопровождение.
Если вы удовлетворены установочной серией, которую получили от фабрики, то вы заключаете контракт на серийное производство.
На этом этапе важно помнить, что у вас могут возникнуть проблемы с поставками составляющих и сроками выполнения работ. Также вам необходимо еще раз проверить все этапы, начиная с этапа разработки.
Не забывайте о стейкхолдерах, например, одним из которых для вас теперь будет являться сервисная служба. Она будет собирать обратную связь от пользователей и помогать им работать с вашим устройством.
Данный материал был взят с официального ресурса Бизнес-инкубатора Академпарка: https://vk.com/@academpark_start-dorozhnaya-karta-hardware-startapa