«Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» - слова из знаменитого «Марша энтузиастов», как ничто другое характеризуют суть Советского государства, возникшего в России в результате грандиозной Октябрьской революции 1917 года.
Человек труда за все тысячелетия истории человечества впервые стал вершителем своей судьбы и судьбы своей страны, а созидательный труд из средства производства стал «делом чести, доблести и славы», как пели граждане Страны Советов.
Неудивительно, что революционные преобразования затронули и сферу денежного обращения Советского государства. Величие труда, опять же, впервые в истории, было запечатлено в денежных знаках. «Никто не даст нам избавленья, Ни бог ни царь и не герой», - с денежных знаков Советской России (с 1922 года СССР) исчезли изображения правителей. Их место занял человек труда – рабочий и крестьянин, а также тот, кто с оружием в руках защищал и отстаивал достижения Великого Октября – красноармеец. Те, кто веками и тысячелетиями находились за кулисами мировой истории, гордо и заслуженно вышли на ее сцену как главные герои, а крестьянский серп и молот рабочего стали символами первого в мире социалистического государства.
Еще в 1921 году перед юной страной Советов встала задача создания полноценной денежной системы. Гражданская война закончилась. Впереди были тяжелые годы восстановления в условиях экономической и политической изоляции, объявленной Советской России капиталистическими странами. По образцу царских монет в 1921 году началась чеканка советской серебряной монеты с новой государственной символикой. На аверсе изображался герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, на реверсе – пятиконечная звезда. Однако, общий стиль монет мало чем отличался от царского времени. Да и поступили эти дензнаки в обращение не сразу. В 1922 году четыре советских государства – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР заявили о создании нового федеративного социалистического государства – Союза Советских Социалистических Республик. Необходимо было создавать денежную систему уже другого государства – Советского Союза.
В феврале 1924 года согласно Декрету Совета Народных Комиссаров начата чеканка нового ряда советской серебряной монеты. На монетах 1924 года герб РСФСР сменился гербом СССР.
А на монетах номиналом в один рубль и один полтинник появились невиданные для дензнаков стран мира того времени композиции. Не герои религиозных мифов, не умершие или здравствующие сильные мира сего, а обобществленные образы трудового человека-созидателя. Новые дензнаки выполняли не только практическую функцию обеспечения денежного оборота, но являлись мощным агитационным средством, пропагандирующим суть нового социально-политического строя.
1920-е годы – время появления искусства социалистического реализма, главными эстетическими принципами которого были народность, идейность и конкретность. Художественные методы этого направления в искусстве подчинялись главной идее – созиданию социалистического общества, путем реализации новой концепции мира и человека. Мир без эксплуатации человека человеком и развитие свободной личности, реализующей себя в созидательном труде на общее благо народа.
Поэтому, изображения на реверсах рублевых и 50-копеечных монет СССР образца 1924 года соответствовали общей концепции новой жизни. «Новая жизнь» - именно так называется аллегорическая и в то же время вполне реалистичная композиция, размещенная на реверсе серебряного советского рубля. Молодой рабочий, обняв за плечо изможденного непосильным трудом на царей и помещиков крестьянина, показывает тому путь к новой жизни, которую аллегорически олицетворяет восходящее над зданием завода лучистое солнце. Вся композиция как бы утверждает слова гимна пролетариев всех стран «Интернационала»: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем». Эта картина на монете станет пророческой. За несколько лет до начала она возвестила о грандиозной сталинской индустриализации, за короткий срок превратившей аграрную Россию в мощную индустриальную державу. Именно тогда, в далекие 1930-е годы нашими дедами «за годы сделаны дела столетий» (как пела великая Любовь Орлова в советском кинофильме 1940-го года «Светлый путь»).
Не менее яркой получилась композиция на серебряном советском полтиннике. Кузнец, замахнувшийся молотом над наковальней, выбивает из горячего металла искры новой жизни в новой молодой Советской Стране. За основу композиции медальер Васютинский взял свою медаль «Геркулес, убивающий гидру», за которую еще в 1888 году получил звание художника I степени. Только теперь герой античной мифологии превратился в простого советского кузнеца.
В 1923 году в обращение вышла первая советская золотая монета – червонец. На реверсе монеты отчеканена композиция «Сеятель», на которой босой крестьянин разбрасывает семена по полю на фоне восходящего солнца и дымящих труб завода, вестников новой жизни.
В основе композиции – реалистичная, с элементами модерна, скульптура «Сеятель» художника-монументалиста Ивана Шадра.
Композиция на червонце создавалась в одном смысловом ряду с аллегорическими картинами на рубле и полтиннике. Золотых монет 1923 года сохранилось немного (по одной из версий большая часть тиража отправилась на переплавку), поэтому на аукционах они появляются нечасто. Однако в 1975-1982 годах в Советском Союзе производилась новодельная чеканка монет, оформлением полностью совпадающих с червонцем (за исключением даты).
Сила и мощь трудового человека, стремление к всеобщему счастью – вот что бросается в глаза любому, взглянувшему на рубль, полтинник и червонец образца 1920-х годов. Эти монеты стали не только надежным платежным средством, предметом пропаганды, но и базой для развития советской экономики, набиравшей обороты. Верно подметил Маяковский, посвятивший денежной реформе 1924 года отдельное стихотворение:
«Теперь, после стольких трясущихся лет -
серебро и твердый казначейский билет.
Теперь под хозяйством деревни и города
фундамент-рубль установлен твердо».
Монеты первых лет советской власти производили сильное впечатление на современников и продолжают удивлять коллекционеров сегодня. И это не удивительно, ведь над дизайном серебряного монетного ряда 1924 года, а также золотого червонца работал выдающийся художник-медальер Гознака, профессор Академии Художеств Антон Васютинский.
В 1931 году Советское правительство отказывается от чеканки серебряной монеты и переходит к выпуску медно-никелевых монет. В обращение выходят монеты номиналом в 10, 15 и 20 копеек с изображением рабочего-молотобойца.
На реверсе монеты размещено реалистичное изображение рабочего в фартуке и рубахе с закатанными по локоть рукавами, с молотком в левой руке. Правой рукой рабочий поддерживает щит, на котором указан номинал монеты. Дизайн монет этого ряда был изначально неудачным – цифры номинала были малы и слабо заметны на монетном кружке, да и год чеканки указан неэстетично – прямо у лица рабочего. Кроме того, совершенно неудачно размещено название страны-эмитента: на реверсе, а не на аверсе, вместе с государственным гербом. Именно по этим причинам от чеканки мелочи с рабочим-молотобойцем отказались в 1935 году.
В начале 1920-х годов изображения людей труда впервые появляются на советских банкнотах. Художник-реалист Иван Шадр стал автором образов крестьянина, рабочего и красноармейца на советских банкнотах образца 1923 года.
Натурщиками для «денежных» портретов стали простые крестьяне из родной уральской деревни художника. Работавший с подлинной натурой из народа, Шадр создал обобщенные и реалистичные образы людей труда, героев нового времени, ставших главными образами на монетах и купюрах молодого Советского Союза. Реформа 1924 года значительно сократила количество нулей на банкнотах, но портреты работы Ивана Шадра на них остались.
Следующая серия банкнот с реалистичными портретами появляется в 1938 году. Это - рублевая купюра с изображением шахтера, трехрублевая купюра с изображением шагающих красноармейцев и пятирублевка с портретом лётчика.
Автором дизайна стал выдающийся художник Гознака Иван Дубасов, разработавший стиль большинства банкнот СССР.
В 1937-1938 годах к 20-летию Октябрьской революции на купюрах СССР впервые появляется портрет исторического деятеля - основателя Советского государства В.И. Ленина. Дизайн банкнот принадлежит художнику Гознака Дубасову. За основу изображения Ильича взят портрет работы советского художника Альфреда Эберлинга, написанный в реалистичной академической манере в 1924 году.
Появившись в 1937 году, портрет Ленина на несколько десятилетий останется на купюрах Госбанка СССР. Других исторических деятелей на регулярных монетах и купюрах Советского Союза не было. Примечательно, что далеко не все в Союзе были согласны с размещением портрета вождя мирового пролетариата на купюрах и монетах. И совсем не потому, что он был кому-то неугоден по политическим взглядам. Совсем наоборот. У Андрея Вознесенского есть пронзительное стихотворение, написанное в год столетия Ильича, «Уберите Ленина с денег», в котором есть и такие строки:
«Ленин – самое чистое деянье,
Он не должен быть замутнён.
Уберите Ленина с денег,
Он – для сердца и для знамён».
Ещё больше статей по нумизматике и коллекционированию тут: https://www.monetnik.ru/obuchenie/
Купить подлинные монеты и банкноты: https://www.monetnik.ru/