Помните известное стихотворение С.Маршака о чтении? Вот оно:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Эти строки одна заботливая мама одного из моих первоклассников написала на первой странице «Дневника читателя», которые мы вели на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Ох, эти дневники! Дети фиксировали в них название книги и автора, родители – количество прочитанных за день страниц. Это еще та работа-забота! Оценки за домашнее чтение выставлялись еженедельно, подводились итоги: кому-то регулярно аплодировали, кто-то по итогам года получал грамоты… А уж за чтение летом (это в каникулы-то!)! 2 сентября все, кто «вычитал» норму или перевыполнил ее, на 1 уроке чтения стоял в почетном ряду у классной доски и получал награду в виде интересной книги (об этом заботился родительский комитет, приобретая книги на разные вкусы.)
Благодарю родителей своих учеников за поддержку в привитии интереса к чтению! У нас не было проблем, когда на собрании решался вопрос о выписке для ребят периодической «доброй газеты для детей, «Ставроши», издающейся в нашем городе. Один из уважаемых отцов, присутствующий на собрании, сказал: «Да я первый ее читаю!». Позже, по окончании начальной школы, когда мы писали друг другу добрые слова и пожелания (я – ребятам, они – мне), его сын напишет: «Я никогда не перестану читать!.,»
Что может быть лучше этих слов!
Благодарю родителей своих учеников за поддержку в привитии интереса к чтению!
Они поддержали меня в проведении «Минутки чтения» до уроков, когда ребенок должен был быть в школе за 15 минут до звонка. Явку детей к этому времени обеспечивали родители! Дети готовили учебные вещи к 1 уроку, и целых 10 минут мы читали интересные книги. Конечно, читала я, а дети слушали… Чудесные минуты! Незабываемые!!! Можно вместе попереживать за героев, вместе посмеяться и предположить, что будет дальше… Это очень нас всех сближало!
После такого чтения, дети брали в библиотеке книги, чтобы перечитать их самостоятельно.
Благодарю родителей своих учеников за поддержку в привитии интереса к чтению!
Один из пап любезно скачивал для нас фильмы по прочитанным книгам, и у нас с ребятами появлялась возможность обсудить наши мнения о героях с мнениями о них у создателей фильмов. («Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Морозко», «Тимур и его команда», «Бродяги севера» и т.д.)
Думаю, что вы уже сделали выводы, что делать, чтобы у наших любимых детей не было трудностей с чтением! Проверим, совпало ли у нас.
1. Выписывать периодическую литературу и читать ее вместе с детьми, чтобы обсудить интересное.
2. Вести читательские дневники в каком угодно формате.
Один из читательских дневников храню у себя. Он – с классными рисунками к прочитанным книгам. Мама одного из непростых мальчишек имела талант к рисованию и таким образом поддерживала интерес своего сына к чтению. Сколько раз мы рассматривали эти рисунки всем классом! Я попросила этот дневник себе на память. Он до сих пор «работает», вдохновляя уже других ребят и их родителей.
3. Смотреть экранизацию произведений и обсуждать ситуации, в которые попадают герои.
4. Ходить на родительские собрания!..
Успехов вам всем и радости от чтения и скоротечного общения с детьми!