Он говорил, что жизнь нужно прожить незаметно. Избегал журналистов и актёрские тусовки, любил греческих философов, увлекался астрономией и серьезно занимался йогой. Когда в октябре 2001 года ему стало плохо с сердцем, его увезли в больницу. Восемнадцатого октября состояние ухудшилось. На следующий день актёр потерял сознание. Последние несколько часов его дочь была рядом, но так и не дождалась, чтобы папа открыл глаза. Двадцать второго октября 2001 года народный артист России, последний из знаменитой тройки «Трус, Балбес и Бывалый» ушел из жизни. Этого человека звали Георгий Вицин.
В детстве Георгий Вицин был очень застенчивым ребенком. Именно возможность замаскироваться ,или «спрятаться» от жизни, как он сам говорил, и привлекла его в профессию актёра. До преклонного возраста Георгий Михайлович оставался замкнутым человеком. Поэтому многое, что касается его биографии, оставалась для окружающих тайной. Даже год и место рождения, которые были указаны в его паспорте, не соответствовали действительности.
Знаменитый советский комик родился 23 апреля в 1917 в Финляндии, ему не было и года когда его родители переехали в Москву. Мама его работала билетершей в Колонном зале Дома Союзов, и , когда сын подрос, часто брала его с собой на работу. Там он впервые почувствовал тягу к сцене. В двенадцать лет Вицин начинает выступать в спектаклях школьной самодеятельности, по словам самого актёра, он пришел туда, чтобы побороть свою природную застенчивость. Это ему не удалось, но именно там он начинает постигать мастерство перевоплощения, которое с годами доведет до совершенства.
Несмотря на то, что большинство поклонников помнят его в комедийных ролях, Георгий Михайлович начинал свой творческий путь как серьезный актёр.
В молодости он часто играл пожилых людей, а чем старше становился сам, его герои в кино с точностью да наоборот были моложе и моложе. В 36 лет он сыграл деда Мусия в фильме «Максим Перепелица», а в сорок восемь блестяще справился с ролью двадцатилетнего юнца в картине Константина Войнова «Женитьба Бальзаминова»
В репертуаре Георгия Вицина мало положительных ролей, но характеры их не были однозначно отрицательными. Он играл обаятельных и забавных негодяев, недотёп, искренних обманщиков, бандитов — неудачников.
Его первой серьезной ролью на экране был Гоголь в картине Георгия Козинцева «Белинский». Однако настоящий успех пришел к Вицину после фильма «Запасной игрок», где тридцатисемилетний артист сыграл молодого юношу Васю Веснушкина, которому было не больше двадцати.
Зрителям понравился этот герой, застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному эталону был снят фильм «Она вас любит», где развивалась тема истинного, а не показного героизма и душевной взыскательности. В это время Вицина уже узнают на улице и просят автографы. Но так как в жизни он по прежнему оставался очень скромным человеком, эта сторона славы его тяготит.
Режиссёр Григорий Козинцев хотел сделать из него положительного киногероя с легким налётом иронии. Однако Леонид Гайдай для своих фильмов представлял его в совсем другом образе, с которым в реальной жизни Георгий Вицин не имел ничего общего.
Уже в начале шестидесятых на экраны кинотеатра вышла короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», в которой обрели свое рождение знаменитые и так любимые зрителями персонажи «Трус, Балбес и Бывалый». Образу Труса был посвящен целый период творчества Вицина. В компании Балбеса и Бывалого он перемещается в фильмы «Операция Ы » и «Кавказская пленница».
Даже отпетый уголовник «Хмырь», которого Вицин сыграл в «Джентльменах удачи» в чем то интеллигентный и мягкий человек. Вопреки стереотипам, которые создавали у зрителя героя сыгранные Вициным, Георгий Михайлович в реальной жизни никогда не курил, не любил алкоголь и старался избегать любые праздничные застолья.
Он был отъявленным трезвенником и всю жизнь занимался йогой. Он не забывал делать упражнения даже на съемочной площадке, чем поражал всех присутствующих. Однажды на съемках, Вицин уже после команды «Мотор!», посмотрел на часы и сказал: «Стойте мне надо пятнадцать минут позаниматься!». И ,- пятнадцать минут стоял на одной ноге глубоко дыша носом, пока вся группа терпеливо его ждала. Когда Вицину стало тяжело заниматься йогой, он начал много времени гулять на свежем воздухе.
Личная жизнь Георгия Вицина всегда была окутана тайной, поэтому поклонникам и журналистам приходилась удовлетворять свое любопытство слухами. Еще во времена его работы в театре имени Ермоловой в творческой богеме болтали, что Георгий Михайлович увел жену у своего учителя Николая Хмилёва. В этом случае сплетни были не беспочвенны, но отношения Вицина с супругой Хмилёва продлились не долго.
Свою будущую жену Георгий Вицин встретил в конце сороковых. Художница и бутафор Тамара Мичурина, внучка знаменитого ученого, увидела будущего супруга на фотографии в фойе театра имени Ермоловой, когда пришла устраиваться на работу. Труппа в это время была на гастролях. Тамара до сих пор не может объяснить, почему ее взгляд остановился на фото Георгия Вицина. Их встреча состоялась, когда театр вернулся в Москву. Георгий пришел в реквизиторскую, где Тамара с подругами отмечали праздник. Через год Вицин с Мичуриной поженились. Первые несколько лет молодожены жили в одной комнате с мамой Георгия в коммунальной квартире, где помимо них жило еще двадцать человек. В отдельную квартиру семья Вициных переехала только в середине пятидесятых. Георгий Михайлович, в отличие от своих коллег, никогда не просил помощи у руководства.
Помимо съемок в фильмах Георгий Михайлович озвучил массу мультфильмов, радиоспектаклей , детских пьес. Его голосом говорят культовые Домовенок Кузя и Кузнечик Кузя.
Как актер дубляжа Озвучивал Владимира Долинского в «Дартаньяне и трех мушкетерах», Готлиба Ронинсона в «Фантазиях Веснухина» и самого Леонида Гайдая в «Бриллиантовой руке». Норман Уисдом в серии фильмов » Мистер Питкин» также говорит голосом Георгия Вицина.
Вицин был очень добрым человеком. Однажды на улице он нашел умирающую собаку, привел ее домой, выкормил и дал имя «Лай» Когда в доме было уже три собаки, жена начала протестовать против такой благотворительности. Вицин не стал спорить с супругой и каждый день в любую погоду выходил из дома, чтобы покормить всех бездомных животных и птиц, которые узнавали его по походке, и тут же его окружали. Когда Вицина увезли в больницу «Лай» долго не находил себе места и неохотно выходил на улицу с дочерью Георгия Михайловича. Лай еще долго ждал возвращения своего хозяина, но он так и не вернулся.
Вицин один из самых популярных актёров прошлого столетия, биография которого полна многочисленных загадок и тайн. Георгий Михайлович создал амплуа криминального клоуна и показал, что у персонажей такого жанра тоже бывает душа и характер, к которым надо относиться уважительно. Он приучал прощать неправильных людей и понимать ,что человеку вообще свойственно несовершенство.