Тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, онлайн-школы всех разновидностей развиваются в России бешеными темпами. Откуда у россиян возникла такая неистовая любовь к учебе? Разбираем в статье. (Мы будем говорить только о продавцах успеха, а не об онлайн-школах профессий)
Масштабы
Рынок онлайн-школ растет впечатляющими темпами, от 5 до 30% в год, в зависимости от ниши. При этом 42% всех школ на рынке созданы для взрослых. В рейтинге популярности на первом месте иностранные языки, на втором психология и эзотерика, на третьем - курсы личностного роста.
А есть еще и бизнес-тренинги и тренинги личностного роста, которые, хоть и отстают от США, все же показывают неплохие результаты в России.
Больше всего россиян интересуют отношения и бизнес. Вполне ожидаемо.
Миллениалы
Во всем виноваты они!
В России миллениалами считают людей, родившихся с 1987 по 2004 год. Представители этого поколения хотят жить "не так как все". Они достаточно поздно взрослеют, долго живут с родителями, имеют завышенные требования к своей работе и требовательны в строительстве семьи. Это поколение выросло на цифровых технологиях и сильнее чем предыдущие нуждаются в самовыражении.
В Работе миллениалы трудолюбивы, но ожидают роста своих профессиональных навыков, а также предпочитают гибкий график и отсутствие бюрократических барьеров. Короче, им намного ближе бизнес, а не "работа на дядю" со своей стабильностью (это слишком скучно для них).
При этом, миллениалы зарабатывают меньше своих родителей. в самой России меньше миллениалов, довольных жизнью, чем на Западе (18% против 29%). Поводы для тревог у россиян также отличаются: в топ-5 вошли коррупция в бизнесе и политике (38%), расслоение общества по доходам (36%), политическая нестабильность (30%), проблемы здравоохранения (26%) и терроризм (25%). В мире на первом месте изменения климата и природные катаклизмы (29%), разница в доходах (22%), борьба с преступностью и личная безопасность, а также коррупция (по 20%), терроризм (19%) и войны (18%).
Этому поколению нелегко. Они явно беспокоятся за свое благополучие и хотят жить лучше всех.
Социальные сети
Миллениалы поклоняются соц сетям. При этом желание быть не таким, как все порождают в них ужасный перфекционизм, который делает из Инстаграма витрину модного бутика. Жизнь в телефоне кажется идеальной и глянцевой. Бывшие одноклассники отдыхают в Европе, сосед имеет бизнес, у знакомой идеальная семья. Что скрывается за этими образами неважно, миллениал не думает об этом, достаточно и картинки, которая вызывает чувство никчемности и зависти.
При этом гуру отношений, бизнес-тренеры и коучи рекламируются именно здесь, демонстрируя свой успех. Который часто заработан именно на страждущих.
Экономика
Это поколение родилось в сильнейший кризис и находится в нем до сих пор. Кто бы что ни говорил, но реальные доходы населения продолжают падать. В 90-е у страны была своя надежда - экстрасенсы, которые проводили свои сеансы на федеральных каналах и собирали концертные залы. Миллениалы смеются над этим, но у них свои герои. "Бизнес молодость", "Спарта", множество онлайн-школ стали новым опиумом. Они также, как и экстрасенсы обещают волшебную таблетку. И если предыдущее поколение уповало на высшие силы, поколение нынешнее уповает на себя, но с вложенными умными людьми знаниями. Поэтому бизнес-тренинги воспринимаются как путевка в новую жизнь с минимум затрат.
Активная прокрастинация
Хоть такое образование и является волшебной таблеткой, сами миллениалы этого никогда не признают. Они правда считают, что получают на таких занятиях очень много: мотивацию, новые знания, уверенность в себе. Но если вы спросите, как они помогли что-то исправить в жизни, т.е. практическую сторону, вам ответят что-то вроде: "Многое изменилось во мне/ Я многое понял/ Я начал смотреть на жизнь по-другому". Это и есть активная прокрастинация. Фактически, в жизни и бизнесе не изменилось ничего, но слушатель получил знания (которые он, зачастую, не использовал). Он не просто сидел без дела, он активно учился, оттягивая момент взросления и активных действий. При этом сохраняется иллюзия того, что в жизни многое изменилось.
Сегодня мы переживаем бурный рост рынка образования, но нам все еще очень далеко до США.