"Сельский крестный ход на пасхе" был написан Василием Григорьевичем Перовым в 1861 году, во время реформ и преобразований, в год отмены крепостного права. Художник стремился через реалистический сюжет передать тонкую критику современного российского общества. Он взял на себя смелость обличить на этом полотне некоторые пороки своих современников.
Когда картина предстала перед глазами уважаемой публики, она произвела глубокое потрясение на гостей выставки. Здесь религия переплетается с повседневной жизнью, невдохновленной и прозаичной. Нелестная сцена вызвала массу негативных комментариев на долю автора, в том числе и со стороны правительства. Общество потребовало убрать позорную картину из музея, и только благодаря Павлу Третьякову полотно осталось на своем месте.
На картине мы видим вечерние сумерки после празднования Воскресения Христова. Картина, возникающая перед нашими глазами, не оставляет приятного впечатления. Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвы. Священник, который явно перебрал, смотрит вниз, его лицо раскраснелось, а плащ небрежно накинут поверх одежды. Он нетвердой походкой спускается по ступенькам деревянной русской избы.
На переднем плане стоит крестьянка в ярком шарфе, которая напевает слова молитвы. Рядом с ней еле на ногах держится старик, в руках он несет икону, которую даже не потрудился повернуть вверх головой. Вся эта забавная, пьянящая процессия ведет нас к церкви.
Если Вы видите издевательство над религией на холсте, то это не совсем верно. Автор попытался передать не издевательство, а только “мертвую” веру современного духовенства и народа. Духовенство не ищет благословений Господа. Оно направлено на личную выгоду, которая достигается за счет авторитета среди народа.