Но́рма - термин для обозначения некоего эталона, образца, правила..
Норма – это устойчивая оценка реальности, принятая обществом и используемая им же в качестве мерила.. /Из словарей/
Главу подмосковного Чехова Марину Кононову задержали по обвинению в мошенничестве с муниципальным имуществом на 7,3 миллиона рублей. Об этом 22.11. сообщила пресс-служба Главного следственного управления СКР по Московской области… Чиновнице предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, с использованием служебного положения.
Кого сегодня ужасают или заставляют задуматься подобные новости? Они вылетают в информационных выпусках даже не в числе первых и мгновенно теряются среди сообщений о подробностях готовящегося импичмента Трампа, очередных абсурдных новостей с Украины, репортажей из «Богзнаетоткуда», сдобренных восторгами по поводу праздника «Божоле» во Франции…
В нашем сознании стало практически нормой: проворовавшиеся чиновники, отличающиеся лишь объемом украденного. Успешные люди? Да, в цепочке: власть - деньги – успех –деньги!
На подобные новости не видно активной реакция партий, гражданского общества, журналистского и экспертного сообщества. Между тем, годами формируется паразитарный комплекс во власти.
Скандальная постановка романа «Норма» В. Сорокина на сцене Театра на Малой Бронной режиссером М. Диденко (худрук К. Богомолов) вызвала куда больший ажиотаж в общественном мнении!
Создается стойкое впечатление, что для массы госслужащих разного уровня ключевыми стратегическими индикаторами стала именно подобная социальная девиация: полное отсутствие ответственности за свою работу и каких-либо обязательств перед обществом.
И это не преувеличение. Правоохранительные органы России в 2018 году арестовали рекордное число федеральных чиновников за последние 27 лет, следует из доклада «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России», составленного фондом «Петербургская политика».
Эксперты фонда проанализировали открытые данные о количестве уголовных дел против представителей высших эшелонов власти и на основе этих сведений составили отчет.
В нем отмечается, что
«в 1990-е годы высокопоставленных чиновников почти не арестовывали. Кроме того, наказанием в большинстве случаев было условное лишение свободы либо минимальные взыскания. При этом в 2000-2010 годы число расследований в отношении госслужащих резко возросло и достигло шести-восьми дел в год. Тогда под пристальное внимание силовиков попадали в основном главы муниципалитетов и региональные чиновники среднего и высшего звеньев».
Из того же доклада следует, что в 2012 году было возбуждено уже 16 дел, фигурантами четырех из них стали федеральные чиновники. Далее резонанс только усиливался, в период с 2014 по 2018 годы количество дел в год не опускалось ниже 30.
Больше всего федеральных чиновников задержали в 2018 году (13), общий максимум по числу арестов представителей власти разных рангов пришелся на 2016 год - 39 уголовных дел.
«Десятые годы XXI века стали одним из самых стрессовых периодов в жизни российского чиновничества в части отношений с правоохранительными органами за последние 60 лет — с «хрущевской оттепели», — говорится в отчете «Петербургской политики».
Итак: в первой половине 2018 года суды приговорили к разным наказаниям 1608 российских чиновников, 636 (40%) из них получили условные сроки, еще 484 (30%) — оштрафованы. Больше всего приговоров (756) вынесли за преступления против собственности (47%). По статье о мошенничестве осудили 436 человек (27%), за получение взятки - 180 человек (11%).
Но самое поразительное, что эксперты, анализирующие эти гибельные для страны процессы, не стремятся дать объективную и четкую оценку причин, почему стали возможными такие огромные масштабы воровства. Они переворачивают ситуацию с ног на голову и делают вывод, что это, оказывается, «корпорация чиновников проигрывает касте силовиков», и таким образом происходит «окончательное формирование пищевой цепочки, в которой силовики наверху». Распространено мнение, которое, в частности, высказал политолог Константин Калачев:
«борьба за ресурсы преподносится как борьба с коррупцией. В то же время, с помощью показательных чисток власть демонстрирует, что арестовать могут чиновника любого уровня».
Так не арестовывать что ли?
И не приходит экспертам в голову, что все куда сложнее и интереснее: в российском элитном социуме выстроены ложные маяки развития, чиновное воровство грозит превратиться в норму.
Вот 25 апреля 2019 года Управление собственной безопасности ФСБ задержало главу отдела одного из подразделений ведомства Кирилла Черкалина по подозрению в получении взяток в особо крупных размерах. В тот же день он был арестован гарнизонным военным судом. Органами предварительного следствия Черкалину предъявили обвинение в том, что в период с 2013 до 2015 год он получил от гражданина Назарова через посредника взятку на сумму в 850 тысяч долларов (на тот момент – 52 миллиона рублей) за «совершение действия и бездействия в пользу взяткодателя и коммерческой структуры, а также за общее покровительство».
Еще один эпизод: 7 июня 2019 года заместителя мэра Якутска по развитию территории задерживают по подозрению во взятке недвижимостью на 114 миллионов рублей. По данным следствия, он получил "взятку в виде имущественных прав на недвижимость в данном строящемся доме в размере 1491 квадратный метр на 114 миллионов рублей" от одного из девелоперов, строящих многоэтажный дом. В обмен на взятку, полагает Следственный комитет, чиновник выдал "разрешение на увеличение этажности при строительстве данного дома с 13 до 16 этажей". Взятку передали через двух посредников не лично заммэра, а строительной компании, которую он основал и возглавлял до прошлого года, когда перешел на работу в мэрию.
А вот Александр Постригань. Этот успешный менеджер управлял Клинским районом Подмосковья с 1992 года, на чем и зарабатывал. Следователи подозревают, что Постригань продавал муниципальное имущество фирмам своего сына по низкой цене, в основном, под торговые площади или для перепродажи под застройку. Жена, глава регистрационной палаты региона, оформляла эти сделки. За два с половиной десятилетия в частное владение рода Постриганей перешла большая часть города Клина (между прочим, любимого композитором П. И. Чайковским города) и окрестностей, включая тысячи гектаров бывших сельхозугодий, общественную баню, детскую поликлинику, два детских сада, исторические торговые ряды 1888 года постройки, городской парк, лодочную станцию и химический комбинат. В руководителей химического комбината незадолго до этого сделали сорок выстрелов неизвестные киллеры. Активы Постриганя оценили в 9 миллиардов — это примерно два годовых бюджета далеко не процветающей Клинской области! Судьи перечисляли арестованное имущество Александра Постриганя около десяти часов, судебное заседание затянулось до утра.
Жалко их, ставших нормой нашего общежития взяточников и воров. Ведь они люди сентиментальные. В рабочих заметках известного полковника МВД Захарченко, складировавшего миллиарды на «черный день», рядом с суммой в 600 тысяч евро следствие обнаружило застенчивую пометку: «мелочь». Однако рекорд «золотого» полковника долго не продержался. По сумме в 12 миллиардов, обнаруженной в квартире и на счетах, этот рекорд с легкостью «побил» уже упомянутый господин К. Черкалин, возглавлявший в ФСБ банковский отдел могущественного управления «К». Рабочий кабинет в подмосковном особняке Черкалина был оформлен в духе президентского Овального кабинета в американском Белом доме. Какие сладкие мечты… Особенно учитывая статус Черкалина…
Вывод? Выгодно торговать государственной безопасностью, советуя докучливым гражданам, лезущим с неудобными вопросами, экономить на «макарошках».
Людмила Лаврова