Мехриниса вернулась из института поздно вечером. Широкий двор студенческого городка был залит голубым сиянием луны. Со скамеек под окнами доносились веселые голоса и приглушенный смех: видно, никто еще и не собирался ложиться спать. Да и как уснуть в такой лунный весенний вечер, когда ветер приносит из степи запах цветов и, притаив дыхание, можно услышать, как на деревьях лопаются почки!...
Добрую половину комнаты Мехринисы занимал самодельный письменный стол. На столе лежали тетради, учебники, большой альбом чертежей запасных деталей к трактору «СХТ3-НАТИ». За тонкой стеной были слышны привычные шумы студенческого общежития: где-то в дальнем конце дома пело радио, в коридоре кто-то насвистывал и стучал молотком, а в соседней комнате монотонный голос читал вслух:
«Главной задачей травопольной системы земледелия является восстановление нарушенной структуры почвы путём чередования посевов различных зерновых или технических культур с посевами трав...»
Мехриниса улыбнулась. Как привыкла она за пять лет учебы в институте к этим маленьким комнаткам, к голосам за стеной, к лекциям и семинарам! И вот пришла пора расставаться. Скоро она сдаст государственные экзамены, получит диплом агронома, и - прощай институт!
Поужинав, Мехриниса выдвинула из-под кровати небольшой сундучок и открыла его. Нужно было найти отчёт о летней практике, чтобы ещё разок полистать его перед последними экзаменами.
Много дорогих для неё вещей хранится в этом сундучке: старые тетради, пожелтевшие фотографии, письма и вырезки из газет, засохший цветок между страниц толстой книги - все вызывает много воспоминаний, и, когда перебираешь их, словно вся жизнь проходит перед глазами...
Вот на одной из фотографий Мехриниса – ещё совсем девочка. Худенькая, высокая, она стоит на поле с огромной свёклой в руках. А вокруг члены её звена. Тогда она только закончила семилетку и начала работать звеньевой. Её маленькому звену была поручена новая для этих мест культура - сахарная свёкла. Сахарную свёклу в Узбекистане никогда не сеяли, не у кого было молодой звеньевой перенимать опыт, приходилось самой осваивать незнакомую агротехнику. На помощь Мехринисе пришли книги. Часто наведывался на её участок старший агроном сахаротреста Попов. Он рассказывал много интересного о сахарной свёкле и внимательно присматривался к худощавой девушке, вызвавшейся руководить звеном. Агроному нравилась её энергия, напористость, пытливый интерес ко всему новому.
«Из неё выйдет мастерица-свекловодка», - думал Попов. И он не ошибся. В первый же год звено Мехринисы Убайдуллаговой вырастило на каждом из 5 гектаров по 550 центнеров свёклы. Это было в 3,5 раза больше намеченного по плану!
Но победа не успокоила девушку. Наоборот, теперь она поверила в свои силы и твёрдо решила добиться большего. Осенью она потребовала, чтобы за звеном были закреплены участки, весь необходимый инвентарь, завезены удобрения, очищены оросительные каналы. Девушка не давала покоя агроному. Попов приезжал теперь в колхоз имени Сталина чуть ли не каждую неделю. Он посоветовал не перепахивать поле весной, а провести глубокую осеннюю вспашку. Многие выступили против этого предложения - оно противоречило вековым привычкам, но Мехриниса настояла на своем: поле вспахали осенью.
Земля щедро отплатила за работу. С каждого гектара звено Мехринисы Убайдуллаевой собрало теперь по 810 центнеров сахарной свёклы. Её назначили бригадиром. А весной 1947 года она получила из Москвы письмо:
«Горячо поздравляю Вас с присвоением звания Героя Социалистического Труда, - писал ей министр сельского хозяйства СССР. - Надеемся, что Вы будете передавать свой опыт другим колхозникам, широко внедрять его в практику колхозного производства и добиваться резкого увеличения урожаев на больших массивах колхозных полей...»
В ответ на высокую награду Мехриниса дала слово вырастить по 100 тонн свеклы с гектара. Но Попов сказал ей:
- Тебе надо учиться, Мехриниса. Ты должна стать агрономом. Тогда ты сможешь принести ещё больше пользы родной стране.
Учиться!... Мехриниса давно мечтала об этом. Но ведь, чтобы поступить в институт, нужно сдать экзамен на аттестат зрелости. А потом, она плохо знает русский язык.
- Ничего, - сказал ей Попов, когда девушка поделилась с ним своими сомнениями. - Я тебе по-
могу, и в институте помогут. Главное – иметь желание учиться.
Мехриниса хотела учиться. И, пройдя курс старших классов средней школы, сдав экзамен на аттестат зрелости, она поступила в Ташкентский сельскохозяйственный институт... Так кончилась её славная трудовая юность. Начинался новый этап жизни.
Первое время было трудно. Она плохо понимала лекции, ночами просиживала над учебниками, злилась на себя и плакала. Иногда ей казалось, что лучше всего бросить институт и вернуться домой, в колхоз. Но она гнала эти мысли прочь и снова склонялась над учебниками, упрямо перечитывая одну и ту же страницу по пять, десять раз – пока не поймет до конца, накрепко.
На каждом шагу она чувствовала заботу и внимание товарищей. Профессора вечерами оставаться в институте, чтобы дополнительно позаниматься с нею. Товарищи-однокурсники помогали готовиться к экзаменам. Разве можно было не оправдать их доверия и бросить учёбу?
Новые, широкие горизонты открылись перед Мехринисой. Она много читала, выступила в студенческом научном кружке с интересным докладом о своём опыте получения высоких урожаев свёклы. Этому же вопросу она посвятила и свою курсовую работу. Опыт прославленной звеньевой, мастерицы высоких урожаев в этой работе был обобщён и подкреплён данным науки. И, перелистывая сейчас свою курсовую работу, Мехриниса видит, как много она успела узнать нового!
…В руках у неё новые фотографии, письма, книги. На одной из фотографий Мехриниса беседует с избирателями, которые выбрали её своим депутатом в Верховный Совет Узбекской ССР. Вот толстая пачка писем. Она получает их со всех концов страны от совершенно неизвестных ей людей. Далёкие друзья интересуются, как она живёт, делятся своими мыслями.
Самые различные предметы можно встретить в заветном сундучке. Их разнообразие говорит о богатстве интересов владелицы. Тут и диплом, выданный студентке М. Убайдуллаевой – победительнице городских соревнований по лёгкой атлетике.
А вот газеты на чешском языке и большой альбом фотографий - память о поездке в Прагу на Второй Международный конгресс студентов. Мехриниса побывала не только в Чехословакии. Она представляла Советский Союз на конференции женщин стран Азии. Эта Конференция состоялась в Пекине в конце 1949 года, Мехриниса пробыла в Китае почти месяц, выступала на фабриках, в деревнях, в университетах, рассказывая о счастливой жизни советских колхозников и студентов. Навсегда остались в её памяти эти встречи с китайскими друзьями. Она бережно хранит их подарки: костяные палочки, заменяющие китайцам ложки и вилки (на палочках мельчайшими буквами вырезано её имя); альбом фотографий и портрет Мао Цзэ-дуна на тонкой бумаге, похожей на шелковую ткань.
Есть ещё один памятный подарок из Китая, но он не вмещается в сундучок. Он вырос за эти годы и уже достигает двух метров в высоту. Это куст чёрного перца. Три года тому назад Мехриниса срезала несколько тонких ветвей с кустов чёрного перца, что росли в горах возле китайского города Нанкино, у могилы Сунь Ят-сена. Завернув в мокрую тряпочку, девушка повезла эти черенки домой. Они летели вместе с нею на самолете, ехали в поезде. Два из них прижились, и теперь в саду, окружающем домик Убайдуллаевых, растут редкостные кусты чёрного перца, издалека давая знать о себе сильным, резким запахом.
Много интересных вещей можно увидеть в этом маленьком зеленом саду. Здесь на одном кустике зацветают весной розы трёх цветов: белая, красная и чайная. Другой куст усыпан фиолетовыми и красными бутонами. Это Мехриниса привила по методу Мичурина на один куст разные сорта роз.
Приезжая домой, она целые дни проводит в саду: прививает яблони, ухаживает за цветами, за перцем, выращивает деревцо грецкого ореха нового сорта; это деревцо растет удивительно быстро и начало плодоносить в первый же год.
Семья Убайдуллаевых большая и дружная. У Мехринисы три сестры и четыре брата. Сестры Кумри и Хури работают в колхозе. Кумри уже стала звеньевой. Младшая, Камара, учится в школе с братьями Толкуном и Хабибуллой. А совсем маленькие братишки бегают в саду, с любопытством следя за опытами Мехринисы.
Как раз напротив домика Убайдуллаевых лежит большое поле. Здесь завоевала Мехриниса Золотую Звезду Героя. А дальше, за зелёной стеной деревьев, сверкает широкая лента канала, белеют среди листвы здания гидростанции.
В своём родном колхозе проходила Мехриниса и летнюю практику. Она помогала перестраивать оросительную сеть, передавала бригадирам и звеньевым свой опыт и знания, полученные в институте.
- Ты молодец, Мехриниса, - сказал ей как-то вечером отец. - Приятно слушать, когда хвалят твоих детей. Значит, не зря ты училась. Понимаешь теперь, как должна ты работать, чтобы отплатить за такую заботу о тебе?
Светла и прекрасна судьба Мехринисы Убайдуллаевой и её подруг. Скоро окончит она институт, станет агрономом. Что делать дальше? Вернуться в свой колхоз и новыми успехами приумножить его трудовую славу или пойти учиться дальше, в аспирантуру, заниматься научной работой? Она ещё не решила, но твёрдо знает: будущее её радостно и увлекательно. Все дороги открыты перед ней, и все они ведут к счастью...