…Ещё не забыты времена, когда едва ли не каждую неделю из радио и ТВ слышался новый шлягер, а в названиях сотен групп путались даже меломаны. Выходили газеты о музыке и шоу-бизнесе, а в федеральном эфире – специальные передачи, посвящённые обзору новинок музыкального рынка… Любой коммерсант – мечтал сделать свою дочь певицей, а от денег спонсоров продюсерам – лопались чемоданы…
Количество концертов в стране было больше, чем грибов в лесу, заработки артистов – неприлично высоки, а тиражи жёлтой прессы, что смаковала их личную жизнь, превышали тиражи газеты «Правда» в её лучшие годы…
Артистов боготворили: считалось, что успешный человек должен иметь в гараже ретро-автомобиль и… опекать какую-нибудь певицу (смайл)
Шоу-бизнес был модной темой в любом обществе – от олигархата, до люмпенов.
Казалось, что так будет всегда.
Но – цифровая революция жестоко прошлась своими чипами по судьбам не только отдельных людей, но и целых индустрий… Исчезли все аналоговые средства связи, сохранения информации и развлечения… Отныне все старые девайсы – заменил один смартфон, а всё остальное – широкополосный Интернет.
С его распространением потребителям стал доступен весь пласт аудио- и видеоконтента за последние лет 100. Воцарившийся стандарт МР3 вытеснил CD-диски; этому способствовало глобальное доминирование треков этого стандарта в Интернете.
Миниатюрные МР3 плееры позволяли иметь тысячи треков в объеме меньше спичечного коробка.
Захватившие в последние годы нишу мобильных телефонов смартфоны, довершили дело. Теперь за копеечную месячную подписку (а иногда и бесплатно) потребитель мог составлять плей-листы из мировой музыки, созданной за все годы, начиная едва ли не со средневековья…
Национальных границ не стало: несложный поиск давал возможность насладится лучшими произведениями со всего мира, и… довольный потребитель отныне не захотел следовать едва ли не вековой традиции: потреблять только новомодный контент… Мало того, исчезло само понятие «музыкальной моды» и «актуального жанра».
Прочно забытые песни обрели второе дыхание, а такие же забытые артисты – вновь (иногда спустя десятки лет!) начали гастролировать, потому что стали востребованы!
Потребитель с удивлением понял, что, оказывается, не существует понятия «старая песня/новая песня» – есть только понятие «качественная песня».
Уловив эту тенденцию, артисты увлеклись ремиксами, придавая отличной музыке новое звучание. А различные ретро-фестивали зачастую стали собирать публики больше, чем концерты новых звёзд.
Например, такой артист как Валерий Ободзинский в конце 80-х годов существовал только в памяти людей предпенсионного возраста, а его песни – находились лишь на старых дисках, лежащих мёртвым грузом на даче. Но уже через десять лет – многие молодые наслаждались его неповторимым голосом, а известные артисты перепели его шлягеры!
Любители слушать много музыки поняли, что песни прошлых лет радуют их гораздо больше, поскольку качество вокала, музыки, глубина аранжировок, слов – зачастую было на порядок выше современных…
Потребитель слушал лучшие треки «всех времён и народов» и – получал необыкновенные ощущения! И уже не испытывал сильной потребности в новых песнях.
Впрочем, те, что появлялись – иногда оставляли ощущение вторичных, поскольку были «похожи на всё сразу».
С одной стороны – новых песен стало в сотни раз больше; из-за дешевизны и доступности записи, их стало даже «больше чем ушей», но с другой – их мало кто слышал – из-за дробления источников трансляции.
…Вместо нескольких общесоюзных радиостанций – десятки региональных и сотни Интернет-станций. Вместо ротаций на центральных каналах ТВ – видеохостинги, где каждодневно выходят сотни клипов…
Песня (трек) перестала быть товаром – за редким исключением ее запись и последующая раскрутка не оправдывали вложений…
Перестали делаться и инвестиции в новых артистов – у продюсеров не было уверенности в их востребованности на этом этапе потребления музыки.
А отсутствие ярких артистов со своими супершлягерами – не побуждало публику посещать концерты…
Запись дебютных альбомов новых артистов звукозаписывающие компании России за свой счет производить перестали. Да и в мире, в целом, ситуация аналогична.
В результате – снизилось качество песен и уровень их исполнения: к некоторым артистам и их репертуару стал применим подзабытый термин «художественная самодеятельность».
СМИ винили в этом исключительно нежелание пользователей спонсировать создание качественного контента, покупая легальные треки.
Однако же бóльший вклад в деградацию музыкальной отрасли внесло отсутствие новых идей, новых направлений, жанров и стилей.
В известных же – существует такое количество музыкального материала, что создать в их рамках что-то действительно новое и интересное, что (пусть и на некоторое время) затмило бы уже созданное, практически невозможно!
Каковы же перспективы музыкальной отрасли и шоу-бизнеса?
Очевидно, что возврат к прошлой схеме потребления уже невозможен.
Ситуацию может улучшить создание нового музыкального направления, имеющего своё название и отличающиеся от уже существующих (например, как в свое время «рэп»).
В этом случае – мировой музыкальный рынок востребует новых артистов и песни, исполняемые в этом направлении. Всплеск потребления контента будет максимально монетизирован, а прибыль с концертов этих артистов – позволит им оплачивать создание новых медийных продуктов.
Если же такое направление не родится, то ситуация начнет радикализироваться:
Несовершеннолетние – будут потреблять свой специфический контент, специально созданный для такого возраста и способов потребления (уже существуют треки, оптимизированные для прослушивания через наушники в формате МР3) и, как правило, на русском языке.
Молодые люди – будут потреблять современный контент со всего мира, интересуясь новинками жанров и стилей и практически не обращая внимания на русскоязычные песни.
Люди среднего возраста – слушать любимую музыку их молодости, чередуя её с лучшими образцами, созданными за последние лет 100 на любых языках.
© Борис Долгарев, 2019
Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!