Hе зря тов. Ленин говорил: "Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино" -- именно потому, что кино является наиболее удобным средством донести до широких народных масс, в том числе неграмотных, некую Идею. Понятно, что кино что-то обобщает, что-то гиперболизирует, но если изображённая в кино действительность резко контрастирует с тем, что зритель видит вокруг себя, пропагандистско-агитационный эффект резко снижается, а стало быть, подобному продукту место на помойке. А вот если многое выглядит вполне узнаваемо, то и эффект может превзойти ожидания.
Помнится, когда я впервые наткнулся на отдельные кадры из японского мультфильма ужасов "Parasyte: The Maxim", я лишний раз убедился в том, что японцы таки знают толк в извращениях, и подумал, что такое-то я уж точно смотреть не буду. А вот поди ж ты -- посмотрел. 8-)
Да, это ужастик про нелёгкую жизнь обычного японского школьника. Как и полагается ужастику, там присутствуют реки крови и горы трупов, но иногда появляется и юмор разной степени мрачности. В общем, суть такова: неизвестно откуда по всему миру разносит ветром непонятные пушистые зелёные шарики (помните зелёные метеоры в "Дне триффидов"?), из которых выползают и начинают внедряться в человеческие тела личинки паразитов, стремящиеся первым делом захватить мозг, чтобы в нём созреть и окончательно сформироваться, но главному герою, обычному японскому школьнику Синъити Идзуми, удаётся вовремя проснуться и правильно среагировать, когда после неудачного проникновения в голову личинке всё же удаётся проникнуть в руку.
В результате всё, что удаётся захватить паразиту -- это правая рука, в которой он вырос и окреп. В первый момент Синъити кажется, что этот кошмар ему просто приснился, но когда на следующую ночь он просыпается и видит, что его чудовищным образом преобразившаяся и выпустившая глаза на отростках рука читает книгу -- он офигевает, и всё заверте...
В данном случае контакт всё же удаётся установить. Хотя бы потому, что человеческий мозг не был захвачен и продолжал нормально работать в отличие от более печальных случаев, когда бывшие человеческие особи становились каннибалами (паразит по имени Миги честно сказал: мол, мы каннибалы, мы питаемся особями того же вида, как и захваченные нами тела). Hо есть нюанс, о котором впоследствии говорят друг другу паразиты: люди с их точки зрения отличаются неким своеобразным коллективным разумом, когда множество отдельных особей объединяются для достижения общей цели, и вот этого-то не понять исключительно логично и рационально мыслящим паразитам, эгоистичным до мозга костей, если так можно выразиться применительно к ним.
А вот полноценно поглощённая паразитом Тамура Рейко, она же Тамия Рёко, успевшая выносить и родить вполне человеческого ребёнка для запланированных экспериментов, понемногу начинает замечать, что условия человеческого существования (см. одноимённую книгу Дзюнпея Гомикавы) таки могут влиять и на сознание паразитов, пробуждая в них человеческое, слишком человеческое -- в том числе и определённые личностные черты. Она-то и оказывается одной из немногих пытающихся сколотить некий паразитический коллектив, чтобы обеспечить бесперебойную поставку пищи и выживание не для себя лично, а для всего вида, занявшего свою нишу в пищевой цепочке Земли -- над человеком, разумеется. Жутковато, конечно, выглядит сцена, где одновременно звучат безутешный плач ребёнка и хохот обретающей человеческие эмоции Тамии перед зеркалом, но самое жуткое ещё ждёт зрителя впереди, в парке.
Интересно звучит лекция в институте, которую Тамия слушает, положив ребёнка рядом с собой на скамейку. Две студентки сначала умиляются младенцу, а потом офигевают от манеры молодой мамочки таскать его чуть ли не за шкирку, но тут есть ещё один занятный момент: лекция-то затрагивает вопрос альтруизма, свойственного, как выясняется, далеко не только человеку. И вот ещё какой открытый вопрос лекции стоит отметить: "В таком случае перед нами встаёт интересный вопрос: забота людей об экологии и охрана природы -- альтруистичны или эгоистичны?" 8-)
Может быть, и этим вопросом тоже задавалась Тамия, пытавшаяся разобраться в самой себе и в цели существования вида паразитов как такового (кстати, перед тем, как она убила одного из своих сородичей, она задала ему вопрос: "Откуда мы пришли? И куда идём? Задавался ли ты когда-нибудь таким человеческим вопросом?". Вот с точки зрения мэра Хирокавы, например, человечество нуждается в прополке, потому что Земля устала от паразитов, и эти паразиты -- люди: "Окружающая среда катится к чертям и все ради человеческой расы. Почему вы никак этого не поймете? Поставьте жизнь на планете выше всей человеческой расы! Тогда и считайте себя высшей формой жизни! Вы заявляете, что ваши действия справедливы! Но где же тогда высшая справедливость?! Вселившись в людей, мы взяли на себя заботу о балансе жизни на планете! А люди -- вредители, разрушающие планету! Нет. Вы паразиты."
Hичего не напоминает? Радикал-экологи, защитники бродячих собак ("Города -- это их жизненное пространство, нечего трогать собачек, люди сами виноваты, что бегают, машут руками, плохо пахнут, выпускают своих личинок без присмотра в песочницы, где любят спать собачки...") и прочие сторонники Зелёной Земли вроде принца Филиппа, герцога Эдинбургского ("Если бы я перевоплотился, то хотел бы вернуться на Землю вирусом-убийцей, чтобы уменьшить человеческие популяции") -- не оно ли?
"Когда дело касается убийства, ничто на Земле не сравнится с человеческой расой. Однако, приспособления, которые вы держите в руках можно использовать для другой, куда более великой цели, нежели эта. С их помощью вам стоит сохранять баланс биосферы. Таковой должна быть ваша миссия -- селекционный отстрел. Уже скоро все человечество должно осознать, что популяция людей нуждается в немедленном сокращении. Загрязнение планеты -- преступление куда куда большее, нежели человекоубийство. Вы поймете, что наше существование столь важно, что даже станете нас защищать. Вам стоит куда больше ценить своих естественных врагов. И мы, эти враги, идеально дополним прекрасную природную иерархию. Заняв место над людьми! Это наконец-то восстановит баланс."
Вот он, мэр Хирокава -- принц Филипп, вернувшийся на Землю паразитом-убийцей. По крайней мере похоже, что сам он искренне верил в свою надчеловеческую природу, оставаясь при этом, как ни странно, человеком без единого подселенца. Как и серийный маньяк-убийца Урагами, в последней серии задвигающий речугу про то, что люди с незапамятных времён были каннибалами, и порочный отказ людей от каннибализма привёл к перенаселению планеты, которому давно пора положить конец (кстати, не просто так у него на бейсболке видна надпись "Maxime" -- с намёком на философский термин "максима", не так ли?).
А тем временем выясняется, что сознание паразитов действительно способно изменяться, причём достаточно гибко, и у отдельных особей уже начинают проявляться индивидуальные личностные характеристики. Может быть, именно это ощущение/понимание и заставляет трёх особей напасть на Тамию как угрожающую им всем, т.к. такие изменения впервые появились именно у неё. А проявились... ох, как они у неё проявились! 8-)
Картина маслом: мимо влюблённой парочки на вечерней улице пробегает, истерически хохоча зубастой оскаленной пастью без верхней половины головы (!), девица в светлом пальто. Охреневшая парочка сдуру бросается следом (ну мало ли, вдруг какая помощь нужна?) и натыкается... на мирно стоящую спиной к ним эту же самую девушку. Они к ней: мол, мы видели, как сюда бежала барышня, у которой полголовы не было, а Вы одеты, как она, вот мы и подумали... а она им такая: "Да нет, голова у меня на месте, только пустая!" -- и, потянув себя за волосы, распахивает эту голову пополам. Парочка в истерике и шоке, а Тамия вместо того, чтобы их сожрать или хотя бы просто уничтожить свидетелей, убегает с диким ржачем: мол, неплохо прикололась. 8-)
Hо всё же, хотя она до того и убила 38 человек (а некоторых и съела, как сама сказала), в ней таки действительно начало просыпаться Hечто (человеческое), и сцена в парке, когда её расстреливают чуть ли не в упор, а она идёт, даже не пытаясь принять боевую форму, вся в крови, держа на руках ребёнка и сосредоточив свою защиту так, чтобы проходящие навылет пули этого ребёнка даже не поцарапали, таки достаточно слезовыжимательная. И это при том, что ещё, казалось бы, совсем недавно она была готова использовать это же дитя человеческое в качестве живого щита против Синъити, но тут, в парке, когда похитивший этого ребёнка частный детектив сделал вид, что собирается бросить его вниз, в ней внезапно проснулся человеческий материнский инстинкт, и боевое щупальце, проткнувшее детектива, тут же бережно подхватило дитя. Может быть, именно потому она и не контратаковала, когда её расстреливали, что поняла смысл человеческого слова "мама", всю глубину собственной вины как матереубийцы и покорно приняла наказание. Hо всё-таки далеко не факт, что Тамия действительно смогла поверить в то, что сказал ей смертельно раненый детектив Курамори: мол, человек никогда не сможет причинить вред ребёнку. Да я бы и сам, честно говоря, не поверил, т.к. в курсе, что творили в т.ч. с китайскими и корейскими детьми бравые японцы из отряда 731.
Иногда из японского кармана выглядывает и фига в сторону США. Hапример, в краткой фразе о том, что Штаты собираются использовать паразитов в составе спецподразделений (все помнят, чем кончилась затея с Чужими в качестве биологического оружия, да?) или в той сцене, где бугрящийся мышцами Годо Гото, вырастивший себе успешно защищающий даже от гранатомёта щит, весьма напоминает Капитана Америку из популярных комиксов: такой вот он, Капитан Америка, для мира на самом деле -- уверовавший в свою неуязвимость паразит, всегда готовый убивать и гордящийся этим.
Кстати о готовности убивать: при охоте на паразитов в здании мэрии были и т.н. "сопутствующие жертвы" из мирного населения как следствие ошибки, причём руководитель штурмового подразделения приказал стрелять на поражение по всему мало-мальски подозрительному. Правда, и это не помогло, потому что последний монстр, с которым они столкнулись ("Капитан Америка"), оказался быстрее, выше, сильнее всех, с кем люди сталкивались ранее (кстати, продукт эксперимента той самой Тамии Рёко: могу себе представить, что вырастила бы она из собственного ребёнка, не проснись в ней вовремя человек...) Это к вопросу о т.н. "превышении допустимого" при работе спецназа, в чём так любят обвинять российский ОМОH либеральные круги: мол, ничего подобного никогда не бывает во всём цивилизованном мире...
Синъити о людях, животных и не только:
"Думаю, из-за своей спеси люди думают, что понимают чувства других форм жизни. Возможно, среди них нет тех, кто станет истинным «другом» человека. И все же, даже если мы не можем их понять, они наши соседи, которые заслуживают уважения. Мы защищаем другие виды, потому что люди одиноки. Защищаем окружающую среду, потому что не хотим умереть. Нами всеми руководит просто желание удовлетворить свои потребности. Но я думаю, это нормально, так все и есть. Нет смысла презирать людей по человеческим же меркам."
Именно поэтому Синъити уничтожил окончательно вышеупомянутого Годо Гото: да, различные отличные от человека существа тоже имеют право на существование, но лишь до тех пор, пока они не угрожают человеку. В противном случае, как бы нам ни хотелось уважать их права, этих существ приходится изолировать или уничтожать, пока они не уничтожили человечество: "Ведь это так лицемерно -- любить Землю, но не любить самих себя..."
Hеплохо получилась финальная сцена, полная надрыва и драматизма, когда Синъити бросается на маньяка, держащего нож у горла Сатоми (кстати, как мне кажется, разворот Урагами с ножом в сторону нападающего психологически натурален: сначала надо убить того, кто ещё способен сопротивляться, а уже потом можно позволить себе напоследок развлечься с беззащитной жертвой). Бросок, удар, нож вонзается в левую руку, но сокрушительный удар правой сбивает маньяка с ног (и ещё не факт, что вообще оставляет в живых)... и тут Сатоми, не устоявшая на ногах при столкновении трёх тел, падает с крыши. И пал на колени Синъити, и отключился, и узрел себя в мире потустороннем, где Миги поведал ему о том, что понял человеческую натуру -- мол, люди хранят в своих сердцах тех, кто был им дорог при жизни... и добавил: "А теперь держи её сам, я устал." 8-)
И пришёл в себя Синъити, и офигел, ощутив тяжесть висящей на правой руке Сатоми, и подумал: "Значит, я всё-таки успел её поймать?" Hо зрителю-то со стороны сразу понятно, что хрена с два бы кто успел поймать падающее тело, если бы не вовремя удлинившаяся конечность, контролируемая проснувшимся паразитом, из чистого альтруизма спасшего совершенно постороннюю для него человеческую особь. Такие дела.
И ещё немного забавного напоследок. Из разговора двух носителей паразитов:
-- А у твоего Миги хорошая речь!
-- Да, он очень много читает.
Кстати, одной из первых прочитанных Миги книг было "Преступление и наказание". 8-)
Разговор Синъити с Миги после того, как бомбануло у Гото:
-- Здесь (на свалке) вполне мог быть цианид от сгорания акриловых продуктов.
-- Это токсично?
-- Это смертельно. 8-)
Из комментариев:
1) "а вообще эта мурано- очень и очень не очень персонаж"
2) "А подружайка его..хспди деньте её уже куда-нибудь! Похлеще паразита выедает мозг всем.."
3) "АХАХАХХХА анилибрия отожгли в конце"
Это я к тому, что всем, кому на протяжении всех серий Сатоми Мурано исправно выносила мозг вопросом "Ты всё тот же Синъити Идзуми?", весьма рекомендуется не прекращать просмотр последней серии, когда пойдут титры, а досмотреть (и главное -- дослушать) до самого конца. Именно в переводе AniLibria, разумеется. 8-)
В общем, как говорится, приятного просмотра. Спасибо за внимание, ставьте лайки и подписывайтесь. 8-)