Депрессия занимает все более заметное место в культурном ландшафте; например, Всемирная организация здравоохранения сделала широко цитируемую оценку, согласно которой к 2020 году она, вероятно, станет второй основной причиной глобального бремени инвалидности. Однако параллельно с этим повышенным вниманием к самому сооружению была усилена критика. Например, теоретики, такие как Джером Уэйкфилд утверждают, что психиатрическая концепция депрессии по существу колонизировала целый спектр дисфорических чувств.
Так, как утверждают в своей книге The Loss of Sadness Хорвиц и Уэйкфилд, эмоции, которые ранее считались естественными и неотъемлемыми измерениями человеческого состояния, от грусти до горя, были в определенной степени переформулированы в психопатологии. Таким образом, хотя общепризнано, что клинические уровни депрессии действительно являются проблематичными и требуют медицинской или психотерапевтической помощи, в последние годы наблюдается нечто вроде контрдвижения, направленного на нормализацию субклинических дисфорических состояний, таких как печаль.
Цель статьи - внести свой вклад в этот процесс, показав, что печаль, используемая здесь в качестве всеобъемлющего термина для описания состояний низкого настроения, которые не оправдывают (с точки зрения интенсивности и/или продолжительности) клинической диагностики депрессии, является не только нормальной, но даже может быть полезной для оказания помощи людям жить полной и полноценной жизнью. Для этого она изучит вопрос о том, как печаль, как представляется, играет три важные роли:
- одна из форм защиты;
- связанная с уходом;
- транспортное средство для процветания.
Определение эмоционального ландшафта
На протяжении столетий человечество выработало тонкое понимание различных психических расстройств, которые сегодня, возможно, сводятся на нет всеобъемлющим термином депрессия. Оксфордский словарь английского языка даже ограничиваясь словами, используемыми в английском языке, содержит подробный словарь, который с годами претерпевает незначительные изменения в связи со сменой стиля использования.
Лексикон дисфории
Среди наиболее ярких слов, связанных с печалью и депрессией, можно выделить меланхолию, которая вошла в английский язык в конце 14 века, происходящую от греческого меланхоликоса. Его выдающееся положение объясняется влиянием врача Гиппократа, широко известного как отца медицины. Гиппократ выдвинул идею о том, что меланхолия - описанная в его афоризмах как страхи и уныние, если они длятся долгое время - происходит от избытка черной (мела) желчи (холе), что отражает более общее мнение, что болезнь была вызвана дисбалансом четырех "юморов" организма (т.е. жидкостей).
Эта концепция оставалась актуальной на протяжении всего средневековья, например, ее изображал влиятельный персидский ученый и врач Ибн-Сина как психологическое заболевание. Этот термин был далее популяризован Робертом Бертоном в его влиятельном трактате "Анатомия меланхолии", который определил спектр меланхоличных оттенков, включая чувство скучного, печального, сурового, бугристого, плохо расположенного, одинокого, каким-либо образом перемещенного или недовольного до достижения еще большей культурной значимости через траур Фрейда, который идентифицировал его с горем и меланхолией.
Появление депрессии
Термин "депрессия" впервые появился на английском языке в конце 14 века в результате латинской (через французский язык) депрессии, являющейся результатом депримерского участия в прошлом и означающей "надавливание вниз". Первоначально термин в астрономии, к началу 15 века он приобрел значения уныния и "депрессии духов". Его использование в качестве клинического термина часто датируется 1856 годом, когда французский психиатр Луи Деласьев начал использовать его вместо слова "меланхолия".
Последний термин первоначально продолжал преобладать, о чем свидетельствует траур и меланхолия Фрейда. Однако благодаря работе таких клиницистов, как Эмиль Краепелин, называвших различные виды меланхолии всеобъемлющим названием "депрессивные состояния", депрессия постепенно стала предпочтительной номенклатурой для медицинских работников. В 1952 году в первом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM) была описана "депрессивная реакция", характеризующаяся низким настроением и низкой самооценкой, вызванной потерей.
Термин "глубокое депрессивное расстройство" (ГДР) появился в 1970-х годах в рамках разработки диагностических критериев, основанных на симптомах, и был включен в DSM-III в 1980 году. ГДР остается доминирующей концепцией в отношении депрессии в последнем пятом издании DSM, хотя и с обновленными соображениями, такими как устранение исключения в связи с тяжелой утратой в DSM-IV.
Печаль как защита
Первая главная тема в литературе, посвященная возможной ценности печали, подчеркивает ее роль в защите и охране людей. Например, фокусируясь в первую очередь на грусти в ответ на потери, Фрид и Манн определили три различные модели грусти: модель воссоединения, в которой печаль - это внутрипсихическое "разочарование" или "наказание" за отделение от явлений, которые нравятся человеку; модель разъединения, в которой на потери реагируют отдельно; и модель ухода, в которой печаль действует, чтобы определить уход.
Хотя модель ухода будет обсуждаться ниже в контексте второй основной темы (печаль в связи с уходом), модели воссоединения и разъединения отражают эту первую всеобъемлющую тему - печаль как защиту. Эта тема может быть разбита на различные подтемы, включая печаль, как:
- предупреждение;
- побуждение к отказу от насилия;
- способ сохранения;
- точность.
Печаль как предупреждение
Большая часть литературы о защитной ценности печали уходит корнями в эволюционную биологию, в которой предпринимаются попытки понять потенциальную адаптивную ценность понижающей регуляции систем позитивного воздействия. Такие теории часто воспринимают симптомы печали или депрессии, такие как потеря энергии и уход от социальной активности, как факторы, которые могут сделать печаль эволюционно полезной (хотя и процесс, который может стать дисфункциональным, как в случае клинической депрессии). Одним из способов проявления такой полезности является предупреждение - с инструментальной ценностью - о ситуации, которая может быть тем или иным образом дорогостоящей или вредной.
Печаль как разъединение
В некоторых случаях грусти возмещение, к которому человек стремится (например, воссоединение), может быть слишком дорогостоящим или даже невозможным. В таком случае печаль может - опять же инструментальным образом - способствовать отказу от цели. Это является предпосылкой модели разъединения. Эта идея была первоначально разъяснена в клингерской теории стимулов к отказу от насилия, в которой депрессия рассматривалась не как патология, а как "нормальная, адаптивная часть отказа от стимула или цели, которую человек воспринимал как недостижимую.
Печаль как хранение
С мыслью о печали, побуждающей к отказу от насилия, связано представление о том, что печаль может помочь - опять же инструментально - сэкономить ресурсы, когда человек чувствует себя уязвимым, ограничивая сферу своей деятельности. Здесь есть интересная потенциальная параллель с теорией позитивных эмоций Фредриксона "расширения и построения", в которой позитивное воздействие рассматривается как расширение эмпирических и перцептивных горизонтов людей, что позволяет человеку наращивать потенциал и ресурсы (например, социальные сети). И наоборот, негативное воздействие может помочь сузить и защитить человека в период его уязвимости.
Печаль как точность
Наконец, еще одним способом, с помощью которого печаль может играть защитную роль, является повышение точности восприятия и оценки. Часто предполагается, что депрессия может изменить суждения людей, например, сделать их менее чувствительными к возможностям вознаграждения. Однако другие утверждали, что печаль может отражать степень трезвого реализма, которой может быть относительно не хватать в более позитивном настроении, что приводит к улучшению суждения.