Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Кто на самом деле была царица Савская?

Образ царицы Савской, прибывшей к Соломону испытать его мудрость, прочно вошел в культуру и фольклор многих народов. Но кто на самом деле была царица Савская? В Библии она представляется нам как безымянная царица, которая прибыла из страны Саба в Иерусалим, чтобы встретиться с царём Соломоном. Вот это описание:

И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.(3Цар. 10:2—10)

На этом библейское повествование о царице Савской и царе Соломоне заканчивается.

Но продолжение этой истории мы неожиданно находим в более поздних еврейских, христианских и исламских источниках, включая описание более подробных деталей визита царицы. Историк и археолог Бар Крибус в своей статье «Аравия или Африка: где страна Сава?", опубликованной в выпуске Biblical Archaeology Review в 2016 году, исследует местонахождение страны Сава через личность царицы Савской, описанной как в Библии, так и в других текстах.

Кебра Нагаст

Кебра Нагаст в переводе означает "Слава Царей", это очень древний текст, написанный в 6-14 веке н. э., который почитается в Ефиопской Православной Церкви. В этом тексте царица Савская выступает как Македа, королева и женщина необыкновенной красоты, а Савское царство отождествляется с древней Эфиопией. Согласно этой книге, царица Македа прибыла в Иерусалим, где стала одной из жён Соломона. Она вернулась в царство Саба, и в пути родила сына, которого назвали Менелик. Менелик рос в Эфиопии, но когда ему исполнилось 22 года, он поехал в Иерусалим, чтобы встретиться со своим отцом. Король Соломон принял своего первенца с большими почестями. Когда Соломон объявил о своем намерении назначить Менелика своим наследником, следующим царем Израиля, Менелик отказался; он хотел вернуться домой. Опечаленный тем, что его первенец уезжает, Соломон приказал первородным сыновьям старейшин королевства сопровождать Менелика и установить новый Израиль в Эфиопии.

Один из людей, который должен был сопровождать Менелика, был сын первосвященника. Перед отъездом к нему явился ангел и сказал ему, чтобы тот сделал копию Ковчега Завета и заменить ей подлинный Ковчег в Святом Святых Храма. Только во время путешествия в Эфиопию Менелик обнаружил, что в его окружении находится подлинный Ковчег Завета. Тем временем Соломон обнаружил пропажу настоящего Ковчега, но ему было дано божественное указание не возвращать его. Так по версии Кебра Нагаст по воле Бога Ковчег - и вместе с ним Божья благодать - покинули Израиль и его народ и перенеслись в Эфиопию.

По сей день эфиопские христиане утверждают, что Ковчег завета находится в часовне рядом с Церковью Марии Сионской в Аксуме.

Часовня "Таблички" рядом с Церковью Марии Сионской в Аксуме. Здесь ли нашел своё пристанище Ковчег завета?
Часовня "Таблички" рядом с Церковью Марии Сионской в Аксуме. Здесь ли нашел своё пристанище Ковчег завета?

Православные эфиопы почитают царицу Савскую и не сомневаются в том, что корни их монархии тянутся к Дому Давида благодаря союзу царицы Савской и царя Соломона. Бар Крибус объясняет: «Эфиопские цари считались прямыми потомками Дома Давида, правителями по праву, данному Богом».

Святая Македа, Царица Савская. Икона.
Святая Македа, Царица Савская. Икона.

Эфиопские христиане очень сильно отождествляют себя с библейской историей о царице Савской и рассматривают присутствие Ковчега в Эфиопии как физическое доказательство того, что они избранные Богом люди как во плоти, так и в духе. Может быть, поэтому Эфиопская Православная церковь отличается от других Православных церквей рядом уникальных качеств: православное христианство Эфиопии считает обязательными многие религиозные законы Ветхого Завета, а не только Нового. Христиане-эфиопы обрезают своих сыновей на восьмой день, подобно евреям. Они соблюдают библейские предписания о приёме пищи. Они считают субботу священным днем. Можно сказать, что эфиопские христиане воспринимают себя потомками израильтян.

Но действительно ли страна Саба является действительно древней Эфиопией, как это подразумевает Кебра Нагаст? Одной из проблем в повествовании этого источника, которую хорошо знают учёные, является то, что в библейские времена существовало хорошо задокументированное Царство Себа (Саба). Это задокументировано как исторически, так и археологически, и не в Эфиопии, а в южной Аравии, в области современного Йемена.

Кроме того, королевство Саба было хорошо известно в Эфиопии; это было величайшее из южноаравийских королевств в библейские времена, сосед Эфиопии на противоположном берегу Красного моря. Эфиопия имела обширные контакты с этим королевством, и после заката его существования в третьем веке до нашей эры Эфиопия сохранила свою память о нём в церковной литературе. В этих источниках мы встречаем чёткое различие между Королевством Аксум (Эфиопия) и Королевством Саба (Шева). Однако согласно Кебра Нагаст царица Савская была царицей Эфиопии, и, следовательно, Эфиопия была библейское Царство Савское. Эта идентификация общеизвестна в Эфиопии и во всем мире. Откуда взялось это двойное отождествление Царства Савского?

Эфиопская фреска, на которой изображено, как Царица Савская едет к Соломону.
Эфиопская фреска, на которой изображено, как Царица Савская едет к Соломону.

Начнём с того, что самые ранние государства Эфиопии железного века (ок. 800–400 гг. до н. э.) имеют явные черты современной им южноаравийской культуры. Здесь строились храмы в южно-арабском стиле. Здесь поклонялись богам Южной Аравии. Вовсю использовался южно-арабский шрифт, а также религиозный символ диска и полумесяца (символ, известный в Южной Аравии и встречающийся также в других частях Ближнего Востока). Некоторые из эфиопских царей в этот период использовали южно-арабский королевский титул «Мукариб». В двух надписях этого времени даже упоминается «Мукариб Даамат (название эфиопского государства в то время) и Саба (Сава)», т. е. "Мукариб Эфиопии и Савы".

Что означают все эти южноаравийские элементы в Эфиопии? Одно время считалось, что на размах цивилизации в Эфиопии повлияли южноаравийские иммигранты, которые прибывали с противоположного берега Красного моря. Однако археологические исследования показали, что ситуация более сложной: элементы элитной культуры, такие как храмы и надписи, находились под влиянием культуры Южной Аравии, в то время как глиняная посуда, каменные орудия, погребальный ритуал и даже культовые места были местного африканского происхождения.

Из этого следует, что эфиопская элита подражала в ряде аспектов культуре царств на другой стороне Красного моря, которые были в то время высокоразвитыми, процветающими и могущественными. Возможно, древние эфиопы даже связывали себя с ними. Может быть, поэтому некоторые ранние эфиопские монархи называли себя «Мукарибом Даамата и Сабы»?

Развалины Храма Солнца в Марибе, 8 век до н. э. - 2 век н. э.
Развалины Храма Солнца в Марибе, 8 век до н. э. - 2 век н. э.

В конце 5 - начале 4 в. до н. э. эти эфиопские государства начали приходить в упадок. Храмы были заброшены, а признаки элитной культуры, находящейся под влиянием Южной Аравии, исчезли. Позднее здесь образовалось новое государство и новый город Аксум. Его жители постепенно овладели огромными территориями, образовав Аксумское королевство. На пике между третьим и шестым веками королевство Аксум управляло областью, простирающейся от долины Нила (современный Судан) через север Эфиопского нагорья до побережья Красного моря (современная Эритрея). Время от времени королевство также контролировало части Южной Аравии (современный Йемен). Это королевство позже превратилось в современную Эфиопию.

И в культуре Аксумского королевства мы встречаем сильное аравийское влияние: аксумитские монеты имитируют южно-арабские монеты, имя восточной богини Аштар упоминается в надписях аксумитов вместе с местными божествами. А диск и полумесяц религиозного символа стали официальным аксумским религиозным символом.

Но в четвертом веке произошло нечто, что изменило судьбу Эфиопии на тысячелетия вперёд: Эзана, аксумский царь, принял христианство. Об этом свидетельствуют монеты, отчеканенные во время его правления. На самых ранних из них изображены языческие символы - диск и полумесяц, что ясно указывает на то, что в начале своего правления он официально следовал многобожию своей предшественницы. На последних выпусках монет этого царя изображен крест, который ясно указывает на то, что к моменту чеканки он был христианином.

Монеты Эзаны: на верхней ясно виден диск и полумесяц, на нижней использована символика креста.
Монеты Эзаны: на верхней ясно виден диск и полумесяц, на нижней использована символика креста.

Эта перемена также заметна в его королевских надписях. В царстве Аксумит до распространения христианства поклонялись следующим божествам: Махрем, Аштар, Бехер и Медер. Теперь же надписи упоминают только одного бога: «Господа небес», также встречаются формулы, которые являются вне всякого сомнения христианскими: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, который вверил мне царство верою своего сына Иисуса Христа, который помог мне и да поможет мне всегда».

Рассказ о христианизации Аксумского царства описан в Церковной Истории византийского историка Руфина Аквилейского, написанного около 400 г. Согласно Руфину, два брата из Тира (современный Ливан), Фрументий и Адезий были на корабле, который пришвартовался в запрещенной гавани в «Индии» (название, используемое в римско-византийские времена для описания земель по обе стороны Красного моря и за его пределами). Из контекста можно понять, что порт служил Аксумскому царству. Корабль был захвачен, экипаж убит, а два брата предстали перед королем. Король был настолько впечатлен ими, что дал им административные должности при дворе. Когда король умер, королева попросила двух братьев разделить с ней роль регента, пока сын короля не достигнет совершеннолетия. Фрументий использовал свою власть, чтобы помочь местному христианскому сообществу и призвать христиан поселиться в царстве. Когда новый король достиг совершеннолетия, два брата решили вернуться в Финикию. Эдезий вернулся сразу, а Фрументий отправился в Александрию, где умолял патриарха Афанасия назначить епископа для недавно созданной христианской общины в Аксуме. Афанасий был настолько впечатлен достижениями Фрументия, что назначил его епископом и отправил обратно в страну, из которой он только прибыл.

Археологические данные свидетельствуют о том, что к шестому веку значительная часть населения центральной части Аксумского королевства приняла христианство. Все раскопанные Аксумитские церкви датируются шестым веком или позже. И, что особенно важно, на глиняной посуде начинают появляться кресты, это наиболее важное свидетельство христианизации всего населения. Ведь глиняная посуда изготавливается местными мастерами и рассчитана на вкус всех, в отличие от монет, которые выдавались властью и демонстрировали официальную идеологию.

-6
Аксумитская посуда с изображением крестов
Аксумитская посуда с изображением крестов

Наконец, в шестом веке царство аксумитов вело религиозную войну против королевства Химьяр (в Йемен) во имя христианства; начиная с четвертого века нашей эры, значительная часть населения Химьярита приняла иудаизм. Аксумитянам в начале шестого века удалось взять под контроль некоторые части Химьяра и распространить там христианскую религию. Когда еврейский царь Химьяритов Юсуф Ас'ар Яфар, известный в народной традиции как Дху Нувас, попытался вернуть земли Химьярита, он убил многих христиан в его королевстве. Это привело в ярость нескольких лидеров в христианском мире, включая Византию, и послужило официальной причиной кампании против Химьяра в 525 году царя Аксумитов Калеба. При поддержке византийского флота Калеб завоевал Химьяр и распространил христианскую религию по всему химьярскому царству.

Судя по всему, такие специфические отношения с южной Аравией со временем приняли христианскую форму. Теперь цари аскумитов были так же царями Химьяра, он же библейская Саба, и это позднее могло стать шагом в процессе отождествления Эфиопии с самим Царством Савским. Наверное, это и повлекло за собой появление легенды в Кебре Нагаст, которую мы уже знаем.

Поэтому, как считает историк, хотя историческим Царством Савским скорее всего является Йемен, эфиопская культура и эфиопское православное христианство могут по праву претендовать на историческое библейское наследие этого царства. И это наследие оказало большое влияние и на эфиопскую православную церковь, и на самобытность самих эфиопов.

Хайле Селассие I, последний император Эфиопии, считающийся последним из династии Соломонидов.
Хайле Селассие I, последний император Эфиопии, считающийся последним из династии Соломонидов.

Источник:

Bar Kribus, 2016: Arabia or Africa: Where Is the Land of Sheba? In: Biblical Archaeology Review, 42:5.