Практика использования археологических данных с помощью цифровых технологий требует рефлексивного мышления о том, где археология стоит как дисциплина в отношении "цифровых технологий".
Для достижения этой цели археологи выступают за исторический подход, в рамках которого особое внимание уделяется контекстуальной критике со стороны источника и данным карт и 3D-данных, а также анализу артефактов путем анализа положения, формы, материала и контекста аналоговых и цифровых источников.
Применяя этот подход, археологи размышляли над тем, что они узнали из процессов обработки данных, полученных с помощью цифровых технологий.
Первичные или необработанные данные производятся с использованием различных технологий - от Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС)/Глобальной системы позиционирования (GPS), LiDAR, цифровой фотографии и георадара до оцифровки, обычно с использованием плоского сканера для преобразования аналоговых данных, таких как старые записи с мест, фотографии или рисунки, в цифровые данные.
Однако археологи не только собирают первичные данные, но и тратят значительное время на создание производных данных, таких как карты, 3D-модели или статистика посредством постобработки и анализа.
В то время как аналоговые данные, как правило, являются статическими, цифровые данные более динамичными, создавая фундаментальные различия в практике археологических раскопок с использованием цифровых технологий.
Цифровая археология развивалась в течение последнего десятилетия, и археологи сосредоточились на таких инструментах сбора данных, как наземное лазерное сканирование, фотграмметрия и визуализация с использованием виртуальной реальности.
В последнее время ученые призывают к более глубокому самоанализу цифровых практик, отражающему конец 1990-х годов, чтобы географические информационные системы (ГИС) вышли "за рамки карты".
Эти призывы требуют, чтобы археологи перешли от сбора цифровых данных к уникальным возможностям получения цифровых данных для решения вопросов археологических исследований.
В то время как развиваются новые разговоры, затрагивающие воздействие как цифровых гуманистических эпох, так и цифровой археологии, влияние цифровых технологий на археологическую практику и стипендии остаются недостаточно изученными.
Например, начальные разговоры о сохранении матового культурного наследия сместились в сторону доступа и повторного использования, сосредоточившись не только на предоставлении данных для будущей инспекции, но и на их подготовке для современного повторного использования.
В связи с этим археологи делают акцент на преобразовании аналоговых старых данных в цифровые геопространственные данные (т.е. данные, имеющие реальную пространственную привязку) с целью создания старых наборов данных для новых идей, которые перенаправляют запросы.
Археологические полевые и лабораторные работы включают в себя сбор цифровых данных, например, с помощью Глобальной системы позиционирования (GPS)/Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) точек, цифровых фотографий и 3D облаков точек; однако оцифровка также предполагает сбор данных путем сканирования аналоговых данных, особенно таких традиционных данных, как полевые заметки, фотографии или рисунки в цифровой формат.
Археологи собирают первичные или сырые данные о сохранившихся археологических объектах и артефактах, которые часто используются для создания производных данных, таких как карты, 3D модели и статистические данные, основанные на постобработке, анализе и интерпретации.
Эти необработанные данные часто нуждаются в цифровом преобразовании - от аналоговых к цифровым - для использования в цифровых технологиях и методах.
Археологи используют большое количество программного обеспечения, включая базы данных, геоинформационные системы (ГИС), фотограмметрические инструменты и 3D-среду для обработки, интеграции и анализа археологических данных; иными словами, преобразовывают аналоговые и цифровые "предметы" для создания новых (производных) данных для археологических исследований.
Кроме того, они создают "изначально цифровые", "цифровые эксклюзивные" или "изначально созданные" цифровые данные.
В отличие от оцифровки аналоговых данных, такие изначально цифровые данные поступают от постобработки первичных данных или генерирования данных, которые не имеют физического аналога.
Этот процесс создает новые вызовы и возможности в археологической науке. Например, используются планшетные сканеры для оцифровки карты сайта, записанной в полевой блокнот для преобразования аналоговой страницы в цифровой формат.
Например, отсканированная карта должна быть привязана к местности для получения реальных координат и масштаба; она также должна быть векторизована для предоставления данных для анализа в ГИС или другой платформе.
Другими словами, постобработка требует многоэтапного принятия решений человеком, создавая многочисленные типы файлов и приводя к получению новых данных.
Создание новых данных путем оцифровки, чаще всего, но не всегда, путем постобработки, называется оцифровкой.