Найти тему

Почему современные авиалайнеры не летают на сверхзвуке?

Конкорд. Фото: Wikipedia.org
Конкорд. Фото: Wikipedia.org

Время - великая абстракция которую пытаются понять все. Кто-то хочет вернуться в прошлое, кто-то остановиться в моменте, ну а кто-то опередить своё время.

Тем не менее, время - деньги, и чем больше мы его можем сэкономить на рутинных делах тем лучше, не так ли?

Для путешествий от точки А до точки Б такой экономией как раз и является повышение скорости перемещения.

Преодоление сверхзвукового барьера. Фото: bbc.com
Преодоление сверхзвукового барьера. Фото: bbc.com

Причем оно может быть достигнуто не только увеличением путевой скорости, но и оптимизацией логистической составляющей.

В авиации этому посвящена целая наука - навигация, но этого же все ещё мало! Тогда остаётся только один вариант - конечно же скорость.

Так почему же мы не летаем быстрее скорости звука, военные же и в два и в три раза её превышать научились, а мы чем хуже?

Фото: YouTube.com
Фото: YouTube.com

Дело в том, что для гражданской авиации этот этап давно уже пройден. А вы знали это?

Началось все на заре реактивной эпохи авиации в 50х годах прошлого века. Ту-104 мог развивать крейсерскую скорость порядка 800-850 км/ч, что в щепки разносило крейсерские скорости его поршневых предшественников.

Ту-104. Фото: Wikipedia.com
Ту-104. Фото: Wikipedia.com

Затем наступили 60е годы, разгар войны авиаконструкторов за самый быстрый лайнер. Типичные представители: Ту-154 и Boeing 727 вполне спокойно разгонялись до 950 км/ч на крейсерском режиме и чувствовали себя более чем прекрасно.

Ту-154. Фото: Газета.Ру
Ту-154. Фото: Газета.Ру

Однако конец 60х начало 70х годов ознаменовал новый этап реактивной гонки - сверхзвуковой этап. Острые носы Ту-144 и французского Concorde прорывали сверхзвуковой барьер и бороздили небеса на скорости порядка 2 Махов (2200км/ч).

Взлет Конкорда. Источник: reddit.com
Взлет Конкорда. Источник: reddit.com

Стоит заметить, что судьба отечественной разработки была несколько печальной и самолёт в серийное производство так и не пошел. Конкорд же навсегда оставил свой след в истории авиации и совершал рейсы до начала 21 века. Крайний в истории полет состоялся 24 октября 2003 года.

Казалось бы, быстрее-выше-сильнее, чем дальше идёт развитие, тем быстрее мы можем лететь! Но судьба распопядилась совсем иначе.

Боинг 787 Дримлайнер. Фото: popmech.ru
Боинг 787 Дримлайнер. Фото: popmech.ru

Если мы рассмотрим крейсерские скорости современных авиалайнеров от малышей a320, SSJ100, Boeing 737 до гигантов a380, Boeing 747 и.т.д, то увидим что их крейсерские скорости колеблются в пределах 850-900 км/ч. Конечно, они могут и быстрее, но мы рассматриваем только стандартные режимы эксплуатации.

Но почему скорости высокотехнологичных, современных лайнеров ниже скоростей самолётов начала 70х годов? Неужели инженеры так обленились и разучились делать нормальные самолёты?

Конечно же нет, если говорить про сверхзвук, то сейчас это сопоставимо с идеей обязать всех таксистов ездить на болидах Формула-1.

Фото: extrimdrive.ru
Фото: extrimdrive.ru

Во-первых, это очень и очень дорого, такие двигатели уничтожают топливо в два счета, ни одна авиакомпания такого себе позволить не может.

Во-вторых, это не комфортно. Компоновка таких самолётов требует огромного числа жертв, а двигатели ревут так что уши заложит даже глухому.

Ну и наконец, это не очень-то и безопасно, самолёт тяжело управляем на низких скоростях, а отказы не просто являются огромной проблемой, а целой катастрофой.

Ту-144 на выставке в Ля-Бурже

Ту-144. Фото: aviation21.ru
Ту-144. Фото: aviation21.ru

Ну а что до скоростей 70х годов?

Согласен, немного мы им уступаем, но к сожалению критиков, только в скорости.

Видите ли, все очень плотно переплетено между собой. Улучшая одни характеристики, жертвуем другими.

Фюзеляжи современных лайнеров намного шире образцов 70х годов. Большая вместимость слега увеличила сопротивление самолёта, а значит и снизила скорость.

Фото: voennoe-obozrenie.ru
Фото: voennoe-obozrenie.ru

Меньшая стреловидность крыла позволяет самолёту уверенней себя чувствовать на низких скоростях, но при этом диапазон максимальных скоростей также смещается в меньшую сторону.

От стреловидного к прямому крылу. Фото: freepng.ru
От стреловидного к прямому крылу. Фото: freepng.ru

И наконец - двигатели. Открытие двухконтурного турбовентиляторного двигателя стало лицом современной эпохи гражданской авиации. Такой двигатель помимо реактивной турбины имеет контур для засасывания и сжатия воздуха, таким образом мы повышаем КПД при тех же затратах на топливо. Они малошумны, экономны, надёжны и имеют огромный ресурс. Более того, экономия увеличивает дальность и продолжительность полета. Вот только скорости выше 900 км/ч такие двигатели не очень-то и любят.

Схема турбовентиляторного двигателя. Фото: avia-simply.ru
Схема турбовентиляторного двигателя. Фото: avia-simply.ru

Из этого всего следует следующий вывод: скорость - не главный приоритет для гражданской авиации. Тут важнее безопасно и комфортно довести пассажиров до точки Б точно по графику. Путь революции остался позади в ушедших эпохах, теперь мы очень медленно эволюционируем, используя весь багаж за нашими плечами. Подумайте только, большинство рейсов являются ближне-средне магистральными, а это значит, что в лучшем случае все жертвы на скорость выиграют вам минут 15-20. А ведь сколько времени занимают процедуры регистрации, как бы доехать до аэропорта и.т.д.

Фото: biletik.aero
Фото: biletik.aero

Куда лучше все организовать заранее и наслаждаться чудесными видами из иллюминатора, зная что современные самолёты сделаны для вашего комфорта и безопасности, а вовсе не для того чтобы превзойти конкурента на пару десятков км/ч крейсерской скорости.

Источник: Pikabu.ru
Источник: Pikabu.ru

А на сегодня все. Летайте быстро, дёшево и безопасно! Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить ещё больше интересного авиационного контента, до скорых встреч!