Время - великая абстракция которую пытаются понять все. Кто-то хочет вернуться в прошлое, кто-то остановиться в моменте, ну а кто-то опередить своё время.
Тем не менее, время - деньги, и чем больше мы его можем сэкономить на рутинных делах тем лучше, не так ли?
Для путешествий от точки А до точки Б такой экономией как раз и является повышение скорости перемещения.
Причем оно может быть достигнуто не только увеличением путевой скорости, но и оптимизацией логистической составляющей.
В авиации этому посвящена целая наука - навигация, но этого же все ещё мало! Тогда остаётся только один вариант - конечно же скорость.
Так почему же мы не летаем быстрее скорости звука, военные же и в два и в три раза её превышать научились, а мы чем хуже?
Дело в том, что для гражданской авиации этот этап давно уже пройден. А вы знали это?
Началось все на заре реактивной эпохи авиации в 50х годах прошлого века. Ту-104 мог развивать крейсерскую скорость порядка 800-850 км/ч, что в щепки разносило крейсерские скорости его поршневых предшественников.
Затем наступили 60е годы, разгар войны авиаконструкторов за самый быстрый лайнер. Типичные представители: Ту-154 и Boeing 727 вполне спокойно разгонялись до 950 км/ч на крейсерском режиме и чувствовали себя более чем прекрасно.
Однако конец 60х начало 70х годов ознаменовал новый этап реактивной гонки - сверхзвуковой этап. Острые носы Ту-144 и французского Concorde прорывали сверхзвуковой барьер и бороздили небеса на скорости порядка 2 Махов (2200км/ч).
Стоит заметить, что судьба отечественной разработки была несколько печальной и самолёт в серийное производство так и не пошел. Конкорд же навсегда оставил свой след в истории авиации и совершал рейсы до начала 21 века. Крайний в истории полет состоялся 24 октября 2003 года.
Казалось бы, быстрее-выше-сильнее, чем дальше идёт развитие, тем быстрее мы можем лететь! Но судьба распопядилась совсем иначе.
Если мы рассмотрим крейсерские скорости современных авиалайнеров от малышей a320, SSJ100, Boeing 737 до гигантов a380, Boeing 747 и.т.д, то увидим что их крейсерские скорости колеблются в пределах 850-900 км/ч. Конечно, они могут и быстрее, но мы рассматриваем только стандартные режимы эксплуатации.
Но почему скорости высокотехнологичных, современных лайнеров ниже скоростей самолётов начала 70х годов? Неужели инженеры так обленились и разучились делать нормальные самолёты?
Конечно же нет, если говорить про сверхзвук, то сейчас это сопоставимо с идеей обязать всех таксистов ездить на болидах Формула-1.
Во-первых, это очень и очень дорого, такие двигатели уничтожают топливо в два счета, ни одна авиакомпания такого себе позволить не может.
Во-вторых, это не комфортно. Компоновка таких самолётов требует огромного числа жертв, а двигатели ревут так что уши заложит даже глухому.
Ну и наконец, это не очень-то и безопасно, самолёт тяжело управляем на низких скоростях, а отказы не просто являются огромной проблемой, а целой катастрофой.
Ну а что до скоростей 70х годов?
Согласен, немного мы им уступаем, но к сожалению критиков, только в скорости.
Видите ли, все очень плотно переплетено между собой. Улучшая одни характеристики, жертвуем другими.
Фюзеляжи современных лайнеров намного шире образцов 70х годов. Большая вместимость слега увеличила сопротивление самолёта, а значит и снизила скорость.
Меньшая стреловидность крыла позволяет самолёту уверенней себя чувствовать на низких скоростях, но при этом диапазон максимальных скоростей также смещается в меньшую сторону.
И наконец - двигатели. Открытие двухконтурного турбовентиляторного двигателя стало лицом современной эпохи гражданской авиации. Такой двигатель помимо реактивной турбины имеет контур для засасывания и сжатия воздуха, таким образом мы повышаем КПД при тех же затратах на топливо. Они малошумны, экономны, надёжны и имеют огромный ресурс. Более того, экономия увеличивает дальность и продолжительность полета. Вот только скорости выше 900 км/ч такие двигатели не очень-то и любят.
Из этого всего следует следующий вывод: скорость - не главный приоритет для гражданской авиации. Тут важнее безопасно и комфортно довести пассажиров до точки Б точно по графику. Путь революции остался позади в ушедших эпохах, теперь мы очень медленно эволюционируем, используя весь багаж за нашими плечами. Подумайте только, большинство рейсов являются ближне-средне магистральными, а это значит, что в лучшем случае все жертвы на скорость выиграют вам минут 15-20. А ведь сколько времени занимают процедуры регистрации, как бы доехать до аэропорта и.т.д.
Куда лучше все организовать заранее и наслаждаться чудесными видами из иллюминатора, зная что современные самолёты сделаны для вашего комфорта и безопасности, а вовсе не для того чтобы превзойти конкурента на пару десятков км/ч крейсерской скорости.
А на сегодня все. Летайте быстро, дёшево и безопасно! Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить ещё больше интересного авиационного контента, до скорых встреч!